ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Возвращение "Детям птиц"

29-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Релиз
“ДЕТЯМ ПТИЦ”
Год
2020
Стиль
Folk rock
Лейбл
SKETIS MUSIC
Страна, город
Россия, Москва

Название этой группы давно говорит само за себя, и даже в том случае, если услышавший его по-прежнему пребывает в недоумении, имя главного действующего лица Возвращения Сергея Канунникова гарантированно расставит все точки над “ё” и прояснит суть дела. Своими песнями Сергей не только развивает, углубляет и продолжает дело традиционного фолк-рока, но и обеспечивает жизненность и актуальность “духовному року” как таковому, удерживая музыку, устремлённую к небу, на её высоких и значительных рубежах, не давая ей скатываться в профанацию, вставать на коммерческие рельсы или прогибаться под реалии современности.

Строго, серьёзно, сдержанно и с большой любовью красивый и немного грустный голос Канунникова вещает о глубоком, важном и предельном – вот как можно описать и охарактеризовать творчество данного коллектива, но озвученными определениями музыка Возвращения далеко не исчерпывается. Это музыка для тех, кто не желает быть современником Жириновского и Чубайса, а хотел бы жить в эпоху больших романтиков, великих поэтов и других людей пламенного горения духа. За внешней и кажущейся простотой стилизованных под фолк композиций без труда угадываются сильные переживания, нетривиальные музыкальные решения и безупречная техника исполнения.

Всего два года прошло после выхода прошлого полноформатника Возвращения, который назывался “Глубина”, а глубины в музыке группы стало значительно больше. Не смотря на то, что таких однозначных хитов, как “Айно” на диске не присутствует, в целом он ещё более концептуален, серьёзен и сложен. Я почти не обнаружил на альбоме счастья и любви, а вот тяжеловесных грозовых переживаний и столь свойственного православию трагедийного мироощущения здесь действительно просто выше крыши. В лёгкости и полётности обновлённого звучания нынешнего Возвращения без труда идентифицируется горький опыт и эмпирическая искушённость.

На данный момент Возвращение, кажется, окончательно укоренились на камерных акустических рельсах и уже не думают возвращаться к рок-саунду и дисторшну. Их музыка ныне свежа, прозрачна, многогранна и по-настоящему воздушна. Никакой тяжести и перегруженных гитар здесь нет, драйва, рычания и скрежета – тем более, а вместо всех этих пережитков традиционного фолк-рока в звуковых прериях новейшего альбома успешно взаимодействуют и дополняют друг друга сложные, разнообразные и почти невесомые хитросплетения звуков, жизненного опыта и горячей веры в прекрасное, великое и святое.

Так фэнтези-фолк и немного наивные отголоски традиционных народных песен переосмысляются, переплавляются и перерождаются в серьёзные и по-настоящему жизненные опусы, где грезить и мечтать о другом мире уже нет необходимости, поскольку он близко, рядом и совершенно реален. По крайней мере, именно такое ощущение остаётся от новых песен Сергея Канунникова и его коллектива, которые звучат как мистическое горнее бытие, ставшее кровью и плотью. Лично мне диск показался достаточно противоречивым (слишком простой и народный в начале, слишком серьёзный и сумрачный в конце), но, наверное, именно, в этом и состоит его замысел.

Как говорит сам Сергей, альбом представляет собой историю поиска потерянного счастья, поиска любви, отражение долгого пути через беды, невзгоды и испытания, и это очень чувствуется по звучанию работы. Релиз получился по-настоящему монументальным, солидным и при всей своей лёгкости и акустической эфирности всё-таки тяжёлым, довлеющим и, как мне показалось, очень христианским. Долгие посты, катакомбы, подвиги самопреодоления анахоретов и напряжённые искания мистиков не присутствуют здесь в явном и очевидном виде, но они ощущаются как фон, как некая “организующая мысль”, выражаясь в терминах Уолша (словно на плечах тяжёлый крест, весь мир распят на этом кресте, и ты сам распят для мира).

А прямых и очевидных параллелей к христианству на диске всего ничего. Их почти нет. И данный факт стоит однозначно воспринимать как признак зрелости музыканта и его отказ от упрощения и очевидности. Сергей и его музыканты делают ставку на метафоры и иносказания, на язык символов, а с точки зрения стиля и жанра - на проникновенный фолк, который вот-вот готов вспыхнуть ярким фениксом и мутировать в сторону настоящих духовных песнопений и спиритуалистической музыки, на ниве которой не так давно пробовала себя Ольга Арефьева, выпустив даже целый альбом на эту тему, который, как вы помните, получил название “Триптиц”.

А вот чего на альбоме нет, так это пустой развлекательности и дешёвого китча. Это действительно уже почти серьёзная музыка, которая практически нигде и ни в чём не соприкасается с современной эстрадой, будь то фолк-рок, хэви-метал или традиционный рок (а ведь всё это эстрада и музыка, призванная в первую очередь развлекать и избавлять от скуки). Стартуя с лёгких и светлых треков, очень скоро диск углубляется в лабиринты рефлексии, и звучит это почти как настоящая академическая лекция по мистическому богословию, основательно, убедительно и в то же время изящно. литературно и грациозно.

Такую взрослую музыку трудно оставить без внимания. Она наводит на размышления, призывает вслушаться, вдуматься, уделить время и как следует рассмотреть все детали и нюансы. В этом смысле “Детям птиц” – это очень специфический музыкальный гибрид, и звучит он действительно весьма диковинно. Объединить в одно время и в одном месте фолк, рок, шаманов, красоту русской природы, бестелесную шестикрылую радость “Херувимской” и исповедальную биографическую рефлексию – это уже по определению большой и серьёзный замах, и Возвращение справились с заявленной высотой почти безупречно. Очень хорошо справились.