ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Время Сов "Время Сов"

23-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВРЕМЯ СОВ
Релиз
“ВРЕМЯ СОВ”
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Иркутск

В наше время, когда мода на сов и всяческую совиную тематику вовсю захлестнула планету, и даже Яндекс-почта стала использовать пернатых ночных странников для оформления своего сервиса, как нельзя более уместным выглядит появление группы, которая в своём творчестве апеллирует к этим птицам, а попутно всячески воспевает ночное время суток, когда совы так уютно и привольно себя чувствуют. И в самом деле: когда масштабы народного почитания кошек напоминают своим размахом древний Египет и хочется чего-то свежего и новенького, совы подойдут как нельзя лучше, а их умильно-выразительные клювы и глаза, и непременная таинственность сделают путешествие в мир фантазий и грёз ещё более захватывающим и аутентичным.

Лично у меня музыкальные совы прочно ассоциируются с фолк-роком, в чём наверняка во многом повинны Ignes Fatui (ныне Блуждающие Огни) и их мини-альбом “Сказки городской совы”, поэтому, когда я впервые увидел дебютный лонгплей молодой иркутской команды Время Сов, то сразу же подумал о том, что данный коллектив, вероятно, играет нечто в подобном духе. И почти не ошибся. Участники группы позиционируют свою музыку просто как рок, но на самом деле звучат очень даже драйвово, жёстко и почти металлически, смешивая характерные фишки из арсенала Мельницы, Марко Поло, Felidae и ранней Багиры с арт-роком 70-х и 80-х и мечтательным, густо инспированным волшебством хардом наподобие Ланы Лейн.

В итоге основательность ностальгического хард-рока, напор и драйв гитарного хэви-металла, прозрачные арт-намёки и изящные гитарные виньетки, альтернативная непосредственность и сильный голос вокалистки в совокупности оставляют довольно приятное впечатление, а временами в музыке и вокальных мелодиях Времени Сов проступают лёгкие эфирные намёки на классику Shocking Blue (что-то отдалённо напоминающее легендарную “шизгару” послышалось мне например в треке “Зима”) и Golden Earing, и всё это с прогрессивной основательностью, с эпизодическими аллюзиями в сторону серьёзных джаз и блюз-направлений (“Ночь”) и с обязательной околомистической и на самом деле очень ночной отстранённостью, которая сообщает пластинке специфическое лунное очарование.

На данный момент у команды ещё не всегда хватает навыков и умений, чтобы адекватно воплощать свои достаточно сложные музыкальные идеи, в связи с чем альбом то и дело звучит почти авангардно (“Ночь”), гитарам не всегда достаёт убедительности в тяжёлых риффовых фрагментах, что особенно заметно в композиции “След Корабля”, а структура треков и вокальные мелодии иной раз кажутся слишком прямолинейными, но в данном случае всё это нюансы, которые не портят общее впечатление от такого вокально-музыкального настоя, а мне по мере прослушивания актуального компакта то и дело даже вспоминалось раннее творчество замечательных брянских рокеров из Dust Trail. Поэтичные образы, лёгкая печаль, перманентная театральность – всё это очень идёт команде и делает альбом интереснее и самобытнее.

И кстати, в чём нельзя упрекнуть музыкантов капеллы, так это в отсутствии разнообразия: на альбоме нашлось место и для напористых металлических боевиков (“След Корабля”, “Зима”), и для проникновенных баллад (“Ночь”, “На Чёрных Крыльях”), и для глубокомысленных инструментальных зарисовок (“На Закате Дня”, “Бессоница”), и даже для ритуальных камланий (“Эхо погасшей звезды”). Подобно классикам-рокерам из группы Iron Butterfly, Время Сов сейчас объединяют в своём творчестве тяжесть и неповоротливую основательность шершавого дисторшнового хард-рока с полётной мечтательной лёгкостью ничем не стеснённого и не ограниченного арт-инди-рока, и получается это у них естественно и аутентично.

Не обошлось и без параллелей к упомянутым мною в начале этой рецензии Ignes Fatui – такие вещи с рецензируемого релиза, как “Накануне дня всех святых” звучат очень в духе Блуждающих Огней, а волшебно-романтическая одухотворённость песен Времени Сов настойчиво зовёт за собой в мир сказок, приключений и таинственных миражей, где невозможное возможно, в соседнем доме живёт волшебник, за холмами безобразничают тролли, а письма доставляют исключительно совы. Если пилигримы-сказочники из Марко Поло акцентируют внимание своих слушателей на путешествиях как таковых, призывая посетить как можно больше необычных и диковинных мест, то Время Сов, кажется, готовы созерцать лунные блики, попивая глинтвейн ночи напролёт, и в такой спокойной, отвлечённой созерцательности интровертов не меньше радости и восторга.

Авторам определённо стоит ещё попрактиковаться в создании по-настоящему целостных, мощных и впечатляющих композиций, поработать над тем, чтобы попадать исключительно в цель и делать это быстро, чётко, изящно и без лишних движений (как ни крути, проба пера есть проба пера и без каких-то опрометчивых решений здесь просто не могло обойтись), ну а пока перед нами очень интересный, оригинальный, хотя и далеко не идеальный русскоязычный прог-арт-хард-рок-иманджинариум на фэнтези-тематику, где в изобилии присутствуют все самые сильные стороны классических работ Ланы Лейн, и в таком же количестве обретаются и её недостатки (отсутствие однозначной хитовости, стремление растекаться мыслью по древу и слишком упирать на арт-туман и т.д.).

Впрочем, на все эти нюансы очень легко не обращать внимания, ведь в центре и во главе угла в данном случае всё-таки музыка и на самом деле достаточно яркие идеи музыкантов. Уже сейчас такие вещи как “Зима”, “Представление”, “Танец звёзд” и “Пленник” очень выгодно представляют театральный арт-н-хард коллектива и метят не в бровь, а в глаз своими бодрыми риффами, меланхоличными мелодиями, порой напоминающими даже Pink Floyd (“Пересечь черту”), и туманной ночной свежестью. “Наступает ночь, зовёт и манит, чувства новые тая, только лишь поверь, что ночь сильнее дня” – пели в своё время одни очень известные романтики тёмного времени суток, и Время Сов обосновались в точности в той же самой тематической нише, обращаясь к мечтателям и искателям, уставшим от дневной очевидности. Ну а что, по-своему очень даже беспроигрышный ход.