ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом-компиляцию Devilgroth "Songs Of The Polar Night"

18-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DEVILGROTH
Релиз
“SONGS OF THE POLAR NIGHT” (Compilation)
Год
2018
Стиль
Black metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS / NARCOLEPTICA PRODUCTIONS
Страна, город
Россия, Новосибирск

Бывает, впускаешь людей в свою полярную ночь, а они мало того что разобьют там все звёзды, так ещё и тебя станут обвинять за то что порезались их осколками, ну что тут поделаешь! Признаться, я был несколько обескуражен слишком уж пустой и пустынной обложкой новейшего релиза сибирского проект Devilgroth, и хотя географическое происхождение коллектива из Новосибирска многое, конечно, объясняет, но всё-таки после альбомов, посвящённых Морене и Ивану Грозному, такая зияющая серебряная пустота выглядит несколько странно и непривычно.

А вот в плане музыки Аарсланд и Селестиал остались верны себе: их монохромная шумно-минималистичная блэк-депрессия осталась всё такой же психоделичной и тёмной, а в качестве основного настроения музыки по-прежнему выступает холодной адский мрак, окружённый пространными звуковыми разводами. Абстрактные тремоло на одной ноте то и дело дополняются возникающими, как кажется, безо всякой системы и внутренней логики тяжёлыми риффами, а нестройные гитарные ковыряния вторят шумным скримам-вскрикам безжизненно и нестройно.

Шумно, злобно, безнадёжно и потеряно звучат композиции Devilgroth, но в этой снежной сырости тоже есть своё особое очарование покинутости и непроходящей кромешной тоски. Разве может такой безысходной тревожный снег идти вечно, спросит скептик, а Devilgroth тут же уверенно отрапортуют в ответ: может и ещё даже как! Если долго бродить по сибирской ледяной пустыне, начнёшь видеть призрачных оленей и разговаривать с ними, а затем и сам того не заметишь, как ментальный чердак окончательно провалится и уже ни золофт, ни паксил не помогут.

А уж если бродить там без шапки или в летних калошах… Страшно подумать, что может произойти. Собственно, даже сами музыканты вряд ли что-нибудь об этом знают, а если и знают, шанса поведать нам об этом у них нет: в четырёхстраничной вкладочке к буклету не имеется ни намёка на тексты песен, а только всё та же самая бело-чёрная гористая местность. Наверное, стоит воспринимать данный факт как намёк на то, что в полярную ночь нечего тратить спички и свечи, рассматривать буклеты и пытаться что-то понимать, а лучше просто быть и ждать потепления.

“Songs Of The Polar Night” – не полновесный номерной альбом, а всего лишь компиляция, на которую вошли треки со сплитов Devilgroth с группой Desolated Souls 2016 года выпуска и группами Necro Forest и Frostveil (2017 год), а помимо этого был добавлен кавер на “Eksistensens Jeger”авторства Ildjarn. И, кстати, в общем говоря, Devilgroth исполняют сейчас очень напоминающий стилистику Ildjarn блэк-эмбиент, а их седая сибирская печаль порой очень похожа на тёмный летаргический эмбиент.

По сравнению с упомянутыми выше полноформатными работами состава, а именно с “Morena” и “Ivan Grozny” материал с актуального релиза более разрежен, рассредоточен и абстрактен. Здесь меньше ритмов, чётких структур, предсказуемых решений и больше природно-стихийной снежной крошки, которая ведёт себя совершенно алогично и хаотически. Вокальные партии как будто дальше отошли на задний план и уже не так выпирают, как это было во времена “Morena”, а сходства с традиционными металлическими релизами и их драйвом-чёсом сведены на минимум.

Есть информация, что знойными летними деньками, когда вентилятор и кондиционер уже не спасают, а от жары хочется лезть на стенку, одно только включение “Songs Of The Polar Night” на пятнадцать-двадцать минут способно привести к обледенению потолочных плит и понижению температуры стен и плинтусов на 15-20 и даже более градусов, однако если у вас сейчас тоже осень, и попробовать данный трюк нет никакой возможности, поскольку всё и так покрыто льдом в ожидании начала отопительного сезона, то можно плотнее закутаться в плед, налить чашечку обжигающего глинтвейна и попробовать на вкус эти полярные песни.

Я попробовал, и мне понравилось, хотя к фанатам Ildjarn я себя никогда не причислял, а ранние работы Devilgroth (и особенно “Morena” с её мистическими зловещими мелодиями) мне нравились намного больше. Да, “Songs Of The Polar Night” более расслаблен и бел, порой воспринимается как фон и зовёт куда-то глубоко и далеко в первозданный мрак старых советских мультфильмов, где ёжик постоянно встречает в тумане лошадь, а мумий-тролли похожи на восставших из ада со своими дикими песнями, страшным смехом и садистскими шуточками.

В общем, можно списать особенности данного релиза на желание авторов поэкспериментировать, а можно принять всё это за новый вектор творческого развития – как всё обстоит на самом деле, мы с вами наверняка узнаем уже очень скоро, когда выйдет, наконец, очередной полноформатный диск коллектива, ну а пока вполне можно на сон грядущий походить и по этим безвидным ледяным пустошам. Главное не разговаривайте с лошадью, если она вам вдруг встретится, и не порежьте руки и ноги об осколки разбившихся звёзд (а уж если порежете – не пеняйте на автора данной рецензии, я ведь вас предупреждал).