ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Matvey Griga "Искренность"

03-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
MATVEY GRIGA
Релиз
“ИСКРЕННОСТЬ”
Год
2020
Стиль
Alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Белоруссия, Минск

Матвей Гринь, он же Matvey Griga, молодой белорусский исполнитель, а “Искренность” – уже третий его полноформатный альбом и самая зрелая на данный момент его попытка быть собой и продемонстрировать это посредством своего творчества. Собственно, если вас интересует содержимое данного релиза, всё или почти всё уже можно понять по названию пластинки и по её обложке. Океаны простых эмоций, обнажённость чувств, нежелание скрывать свою уязвимость и поэтичная трепетность пополам с emo-нервозностью и альтернативной непредсказуемостью в совокупности составляют особый стиль Матвея, что вкупе с его голосом уже стало фирменным брендом, которым автор, кажется, очень гордится и изменять которому явно не собирается.

Материал выполнен с учётом всех кустарных и андеграундных лекал и канонов, но несмотря на всю самодеятельность творчества Матвея и на его нарочитые попадания мимо нот, звучит его “Искренность” довольно привлекательно и интересно. Искренне. В какой-то момент прослушивания мне даже вспомнился ранний HIM и что-то из ранней Nirvana, а затем на ум друг за другом стали приходить отечественные рокеры-романтики. Я не могу назвать себя большим знатоком и любителем современной молодёжной музыки и с трудом отличаю песни Пошлой Молли друг от друга, но рецензируемый диск зацепил меня и застрял где-то глубоко в подкорке, убедив в своей индивидуальности, состоятельности и анти-посредственности – сумев убедить.

Я могу сказать даже больше. После Мэйби Бэйби это второй случай и второй проект, название которого мне захотелось запомнить, а почему это так, мы и попробуем сейчас разобраться. И сразу же о первом и очевидном достоинстве проекта. Песни Матвея осмысленны и не примитивны. Будь то открывающая альбом “Кофта”, концептуальный эпик “Нету смысла врать себе”, медитативная “Intro” или взрыв сентиментальности под названием “Последний танец”, в каждой из девяти новых песен Matvey Griga, сформировавших этот CD, есть свой особый посыл, своя мысль, своя ситуация, которую посчитал нужным интерпретировать своим поэтическим пером автор, и это делает каждый из его новых треков похожим на мини-фильм или повесть.

Обилие подросткового сленга и типично подростковых “модных” фишек – это неотъемлемая и характерная, можно даже сказать фундаментальная черта “Искренности” и творчества Матвея в целом, но это не дискредитирует альбом и исполнителя и не является аргументом против поэтичности, литературной состоятельности и серьёзности диска. Я бы даже сказал, что Матвей мог бы стать для современного teen-поколения тем, чем был для романтиков 90-х и 00-х Павел Кашин, хотя его рваный и нарочито обнажённый стиль, казалось бы, не только не имеет ничего общего с нежными поэтизациями Павла, но и диаметрально противоположен им. Крайне левые сливаются с крайне правыми – примета времени, и Матвей демонстрирует всё это в своих песнях.

А вот Мэйби Бэйби я упоминал выше напрасно. Несмотря на то, что свою целевую аудиторию автор определяет совершенно точно как подростковую (“ты молод, у тебя всё впереди”), его не упрекнуть в шаржевой поверхностности или в желании превратить проблемы своих ровесников в простенькие и угловатые карикатуры, таким образом, пусть и не нарочно, но дискредитировав их. На альбоме достаточно по-настоящему глубоких и серьёзных тем, вроде тех, что поднимаются в таких треках, как “Лицом к лицу”, “Боль в груди” или “Intro”, но даже намного более простые и даже плакатные вещи вроде “Последнего Танца” далеко не так просты и однозначны. Чем больше слушаешь и всматриваешься в эти строки, тем больше видишь, понимаешь и включаешься в них.

“Искренность” – это не столько музыка, сколько зарифмованный поток сознания, для выражения которого исполнитель использует то речитатив (“Боль в груди”, “Города”), то тяжёлые риффы (“Надо”), то атональные саунд-эксперименты (“Чай”, “Кофта”), то бесконечные облачные дали психоделии (“Intro”). Рок, гранж, хип-хоп, поп, авангард, эпизодические нецензурные перекосы, глубокие мысли, подростковый максимализм – всё смешалось на альбоме в хаотичный, бессистемный и непредсказуемый клубок, но все эти составляющие объединяет воедино и подводит под единый знаменатель искренность Матвея, которой на диске столько, что её с лихвой хватит, чтобы оправдать и неумелость, и сбивчивость, и нервную издёрганность релиза, и его очевидную сырость.

Я затрудняюсь как-то однозначно охарактеризовать этот альбом и отнести его к какому-то одному или даже нескольким музыкальным жанрам, но я могу с полной уверенностью и убеждённостью сказать, что “Искренность” – это далеко не худший манифест “потерянного поколения”, а в этом калейдоскопе проблем, вопросов без ответов, наивных предположений, избитых рифм, неумелых фраз и глубоких прозрений очень ярко, явно и чётко прорисованы все характерные черты думающих представителей юношества эпохи социальных сетей и мобильных гаджетов. “Искренность” хоть и разнородна, но литературна, и эта литературность затягивает. А сырая и экзистенциальная литературность способна затягивать глубже, чем какая-либо другая.