ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Павла Карачина, Алины Юдаевой и Александра Дороньева "Вавилон"

30-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ПАВЕЛ КАРАЧИН, АЛИНА ЮДАЕВА, АЛЕКСАНДР ДОРОНЬЕВ
Релиз
“ВАВИЛОН”
Год
2020
Стиль
Поэтическая мелодекламация
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Павел Карачин – один из тех современных поэтов, кто всерьёз воспринял призыв нашего замечательного классика А.С.Пушкина и теперь не просто рифмует слова и строчки, а буквально “глаголом жжёт сердца людей”. Стихи Карачина остры, безжалостны и обличительны, а действуют они как беспощадный детектор, испепеляющий в душах и в разуме слушателей все логические и моральные изъяны, как и недостаток честности с самим собой.

Не нужно быть пророком и провидцем, чтобы понять, что коронавирусная пандемия и сопутствующие ей ограничительные меры не поспособствуют тому, чтобы накал стихов Карачина уменьшился, этого и не произошло. Хотя материал альбома создавался задолго до мартовских событий, его выход в мае этого года как нельзя более кстати совпал с противоречиями и огорчениями народа, связанных с режимом самоизоляции.

Название релиза уже само по себе намекает на то, что будет “жарко”, но меня заинтриговало даже не это. Как сказала Алина Юдаева, услышав окончательный вариант альбома и её инструментальные партии, сам Павел был в таком восторге, что даже расчувствовался и почти просиял. Данный факт настораживает и обещает действительно необычный и непривычный альбом, способный возвыситься над прежними работами поэта.

Альбом оказался масштабным и непривычно грустным, а по тону и пафосу – пророческим и чуть ли не погребальным. Тон диску задаёт уже открывающая релиз титульная вещь, которая в плане инструментала напоминает психоделический рок, голос Павла звучит здесь ещё горше и как будто доносится сквозь толщу времён, прошедших после окончательного и всеобщего крушения нашего мира, когда виновных и невинных уже нет, а есть лишь ветер, прах и пепел.

Второй трек “Время” следует в точности в том же духе, что и “Вавилон”, лишь ещё углубляя и ужесточая его болезненный горький надрыв, а слова автора отбивают свой ритм как смертельный стрёкот пулемёта, но уже не изобличают конкретные пороки конкретных людей: пьянство, лень, ложь, паразитизм, а бичуют уже саму сущность человеческого мира. За этим эмоциональным всплеском, эскалации, как ни странно, ни следует, и следующие треки “Бури Песнь” и “Беглец” углубляют психоделию, а не пламя ярости и гнева.

Даже интонации голоса Павла как будто звучат уже немного иначе, чем раньше, а откровенно меланхоличный инструментал лишь ещё более подливает масла в огонь и укрывает всё философским и рефлексирующим туманом. Конечно, это всё тот же Павел Карачин, и узнаваемый стиль его строф вы вряд ли сможете с чем-то спутать, но эмоциональная окраска у альбома и у новых стихов уже совершенно иная: не жгучие и не апокалиптические – пост-апокалиптические.

Чуть более бодрые и рок-н-ролльные “Двоичный код” и “Континентальный экспресс” не вносят значительных перемен на альбом, а ближе к финалу автор с видимым и явным удовольствием переходит к жанру философской притчи, которую он с успехом апробировал ещё во времена альбома “Никто”, а завершает всё почти речитативом треков “Карусель” и “Перехват. Совершенно Секретно”, что звучит тревожно и надрывно, как напряжённая и бессмысленная тахикардия последней агонии.

Мне альбом показался ещё более мрачным и безысходным, чем ранние диски Павла Карачина, а его общая и обобщённая, такая почти абстрактная и теоретическая мизантропия показалась ещё более отчаянной и жестокой, чем хлёсткое бичевание пороков альбома “Никто” и феерическая апокалиптическая фантасмагория альбома “Призраки”. Здесь почти нет такой концентрированной и лихой вербальной эквилибристики, как на других альбомах Павла, а лишь неспешные, ёмкие и довольно размашистые констатации-эпитафии выгоревшему и опостылевшему миру.

У меня осталось ощущение от “Вавилона” как от более серьёзного и зрелого релиза, чем “Призраки” и “Никто”, но такой тематический и технический прогресс не мог не сказаться на общей хитовости данного релиза, и среднестатистическому слушателю воспринимать новые стихи Карачина определённо будет сложнее. Да стихи и сами по себе здесь сложнее, серьёзнее, глубже, а их посыл и темы уже не столь самоочевидны, и в двух словах их не выразить и не резюмировать – нужно вникать, следить, вдумываться, шевелить извилинами и сопоставлять со своим опытом.

Если прошлые релизы Карачина я рекомендовал всем и каждому для обязательного и “профилактического” прослушивания с целью избавления от иллюзий и внутреннего гнуса, то “Вавилон” считаю релизом совсем другого плана. Слушать такое будет интересно и приятно только интеллектуалам, которые “Призраков” и “Никто” успешно восприняли и переварили, а их интеллектуальный бэкграунд и мыслительный горизонт выходят далеко за пределы средних значений уровня iq.

Таких искушённых и бывалых слушателей данная работа определённо порадует и вдохновит, а вот остальным, скорее всего, будет просто скучно из-за невозможности уследить за сюжетной линией и понять авторский посыл. Хотя изъясняется Павел предельно простыми словами безо всякого высокоумия, говорит, понятное дело, на русском и всем нам знакомым с детства языке, но для того, чтобы услышать, понять и осмыслить его стихи мало просто знать русский язык – нужно уметь думать и оперировать идеями - анализировать, сопоставлять, отсекать лишнее, корректировать имеющееся и привычное.

Быть может, именно поэтому мне и показался “Вавилон” таким грустным и отчаянным. Понять и принять этот альбом смогут и захотят единицы, а переварить и преодолеть этот экзистенциальный критицизм и вовсе - единицы из единиц. Релиз и его тематику нельзя назвать светлыми и жизнеутверждающими, но она необходима и незаменима для любого, кто хочет стать по-настоящему счастливой, свободной и гармоничной личностью. Так уж устроен этот мир, что ворот в рай не достичь, не покатавшись вдоволь на континентальном экспрессе “Вавилона”, и умение играть в эти ментальные шахматы является системообразующим для любого серьёзного роста.