ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Astarium "Hyperborea"

13-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ASTARIUM
Релиз
“HYPERBOREA”
Год
2020
Стиль
Symphonic black metal
Лейбл
GRIMMDISTRIBUTION / GRAVACOES TUNGUSKA
Страна, город
Россия, Новосибирск

Разных альбомов, сплитов, демо, миников и тому подобных релизов у новосибирского one-man-проекта Astarium примерно столько же, сколько на небе звёзд или грибов после дождя в сумрачном чернобыльском лесу, и кажется, сам рулевой этой команды по имени СиН понимает это и захотел указать своим слушателям на такой интересный факт, разместив в буклете своего новейшего номерного альбома цветные фото подберёзовиков, подосиновиков и прочих сыроежек. Ну а что, грибы и Гиперборея… не так уж они и несовместимы.

За годы творческой активности Astarium нарулил себе яркий и характерный саунд (и это безусловный плюс), но звучит этот фирменный авторский симфо-блэк порой как шарманка (что вполне может быть минусом), ну а конкретно “Hyperborea” временами выглядит так, как если бы здоровяк-пират из культового “Острова Сокровищ” пел про мальчика Билли, вращая свой скрипучий музыкальный агрегат, противным граем простуженной Каркуши.

Что касается вокала Astarium, то он тоже узнаваем, довольно характерен и адекватен для такого Abigor-ориентированного и атмосферно разреженного симфо-блэка, да и, в общем говоря, неплох, что можно отнести к плюсам и достоинствам проекта, а можно никуда и не относить, а просто принять как данность и расценивать как фирменный стикер “здесь был СиН”. И ведь это уже восьмой лонгплей и восьмой раз, когда маэстро представляет нам себя в виде лонгплея!

Я давно заметил, что СиНу в последние лет пять гораздо интереснее экспериментировать и делать что-то неожиданное, чем просто качественно играть свою музыку, однако “Гиперборея” в этом смысле стала исключением, поскольку представляет собой классический симфо-блэковый Astarium, хотя даже здесь не обошлось без своей доли экспериментов и шалостей, что, впрочем, и хорошо, если абстрагироваться от того факта, что металла как такового на диске почти нет.

Здесь нет ни металла в целом, ни каноничного и привычного нам блэк-металла в традициях Immortal или Bathory, а место и время, которое обычно занимают на бм-релизах злые тремоло и пламенные бластбиты, у нынешнего Astarium отдано на откуп синтетической квази-симфо-блэковой музыкальной шкатулке с жиденьким саундом, эффектными, но простенькими колокольчиками, патетическими оркестровками и тоннами плоских синтезаторных симфонизмов.

Если вам интересно узнать, как звучал бы блайндгардиновский “Nightfall In The Middle-Earth”, если бы его исполнили в стиле Abigor и с эпичным размахом Bal-Sagoth, то вот он, как раз перед вами. Увы, я не очень люблю именно такие концептуальные альбомы и до сих пор так и не смог полюбить Blind Guardian образца 1998 года со всеми этими межтрековыми вставочками, разговорными фрагментами и прочей кинематографической баландой, а потому…

Потому и “Hyperborea” мне было воспринять и адекватно оценить не так уж просто. И это при том, что на диске есть очень и очень неплохие треки вроде “Snowstorm” или “Sign Of Cosmic Might”, в которых фирменный стиль Astarium очень эффектно и удачно эволюционирует, внедряя по ходу дела неплохие мелодии, смачные гитарные пассажи, вставки, напоминающие об эмбиентной ипостаси творчества проекта и густые облака таинственной гиперборейской атмосферы.

Но, увы, эти хорошие и интересные вещи просто тонут в обилие треков, которые финишируют, едва успев начаться, а также в хитроумно расставленных СиНом концептуальных ловушках и в повествовательной эпичности, что в итоге обескураживает, расхолаживает и напоминает всё тот же уже не раз сегодня упомянутый “Nightfall In The Middle-Earth”, где плотные качающие боевики если и были, то их нужно было разыскивать как грибы под кустами, листьями и ёлками-берёзами.

Я долго слушал “Hyperborea” на разной аппаратуре и в разное время суток, в разном настроении и с разными мыслями, и в итоге то неоднозначное впечатление по поводу диска, которое у меня было, стало ещё более неоднозначным. На альбоме есть удачные фрагменты, есть интересные ходы и почти гениальные находки, но то, как всё это оказалось в конце концов скомпоновано и подано, мне не показалось идеальным и блистательным вариантом.

На новейшем диске Astarium всё мягко, стилизованно, кинематично и намекает на хорошие, хотя и не слишком оригинальные исторические эпопеи с элементами фэнтези и хоррора, и в этом смысле альбом неплох. “Hyperborea” – это характерная и знаковая вещь для Astarium, которая представляет узнаваемый стиль проекта во всём его уверенном очаровании и даже пытается шагнуть чуть дальше, и это уже гораздо больше, можно сказать, это даже почти прекрасно.

И да, несмотря на то, что материал диска не показался мне слишком блистательным и сияющим, я думаю, что поклонники Bal Sagoth, Antiquus Scriptum и другого подобного фэнтези-симфо-эпик-блэк-металла, вероятно, будут довольны и полюбят новый Astarium, как и полюбили полчища других своих кумиров, а кто-то даже назовёт его шикарным и замечательным. В данном случае всё зависит от изначальных установок и от точки зрения, но я, кажется, твёрдо решил сегодня играть в плохого полицейского и занудствовать на все сто.

Такое чувство, что СиН в последнее время просто фонтанирует креативом, но у него столько разных идей и задумок, что у маэстро просто элементарно не хватает времени всё это довести как следует до ума и обработать до нужной кондиции, чтобы дожать всё в итоге до сильного, безусловно блистательного и всесторонне проработанного продукта. Конкретно у “Гипербореи” есть неплохие тексты, фирменный почерк и выдержанный подход Astarium, но чего-то особенного и срывающего башню я здесь так и не услышал.

“Hyperborea” – это не бездушная поделка и не отрыжка псевдо-креативности, но и не феерия околоблэкового хоррор-симфонизма. Данный релиз – это просто приятный призрачный отсвет фосфорецирующих лесных гнилушек, которых обычно бывает так много, если ты запозднился, собирая грибы в лесу, и остался там до глубокой ночи наедине с опустевшей стеклотарой и сожалениями о безвозвратном. Вид у них, надо заметить, волшебный и чарующий, но только если на миг забыть о звёздах, кометах, зарницах и о других более впечатляющих природных явлениях.

И тут самое время задать сакраментальный и поворотный вопрос: а может быть иногда стоит на миг (день, два или неделю) отвлечься от звездопадов, молний и северных сияний и уделить своё время и внимание этим таинственным лесным огонькам? Я не случайно упоминал выше об углах зрения и точках отсчёта – если вы сделаете так или просто изначально настроены на то, чтобы окунуться в калейдоскоп зеркальных обманок и стилизованных античных лабиринтов, то “Hyperborea” вполне сможет привести вас в восторг и порадовать по самые корни эндорфинов.

Моя рецензия, конечно, получилась жутко взыскательной и придирчивой, но я сделал её такой не из природной вредности (которой у меня тоже немало, хех), а исключительно по той простой причине, что уверен: СиН и Astarium способны на много большее. “Hyperborea” мог бы стать потрясающим и эпохальным альбомом, релизом года, чарующей экскурсией по легендарной и таинственной Гиперборее и т.д. и т.п., но стал просто крепким середнячком от интересного андеграундного one-man-акта, который для коллекционеров аналоговых редкостей в Штатах выпустили на кассетах, а у нас - на CD.