ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта BATYGA "-1C" / "-1F"

11-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
BATYGA
Релиз
"-1C" / "-1F"
Год
2019
Стиль
Progressive metal / djent / metalcore / alternative metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

История этого питерского проекта уходит корнями в не очень далёкое, но всё-таки прошлое, достоверных фактов о ранней деятельности BATYGA крайне мало, однако известно, что в закромах у состава есть целый ряд релизов, как минимум один из которых даже выходил на физическом носителе. Тем не менее, сам автор и единственный участник проекта Эдгар Топский не считает нужным делать из своего прошлого и былых достижений священную корову, а полагает настоящее и будущее куда более значительными и интересными, и нам остаётся только согласиться с ним и обратить внимание на новейший двухдисковый полноформатник, который только что вышел у его проекта и на самом деле говорит сам за себя: стильное оформление и интересные, несколько диковинные названия на самом деле привлекают внимание и интригуют.

Материала для нового альбома у Эдгара накопилось столько, что на один диск ему было никак не поместиться, релиз стал двойным, а каждая из частей получила своё собственное, действительно довольно причудливое, нужно сказать, название: “-1с” и “-1f”, а вот влияний джента, металкора и пост-хардкора, с которых начинал коллектив, ныне стало намного меньше: Эдуард пересмотрел свою музыкальную концепцию, несколько отдалился от Stigmata и Amatory, с которыми так часто сравнивали BATYGA раньше, а в итоге пришёл к довольно специфической разновидности прогрессивного металла, о которой мы с вами сейчас и поговорим.

Как известно, против природы не попрёшь, и радикально уйти от упомянутых коллективов проекту не удалось, и уже открывающая “-1c” композиция “Адель” во множестве содержит отрывистые металкоровые риффы, кричащие angry-войсы, рваные ритмы и иже с ними красоты и радости любителей джента и пост-хардкора, к которым автор добавляет нестандартные ритмические рисунки, неожиданные переходы и почти танцевальные синтезаторы. И вот что интересно: материал сегодняшней BATYGA звучит очень однозначно, даже грубо, почти топорно, но треки Эдгара в то же время не лишены очень лёгкой, полётной, чуть ли не попсовой напевности и своеобразного изящества.

Именно так звучит композиция “Ничего не исправить”, а сменяющая её “Аэропланы” интересно экспериментирует с жёсткими джентовыми гитарами, грузной ритм-секцией и воздушными альтернативными мелодиями. Автор очень уверенно чувствует себя в обращении с густыми синтезаторными партиями и нежными поп-мелодиями, а в итоге остаётся ощущение, что мы на машине времени перенеслись в студенческую юность, сидим по привычке у себя под одеялом, пытаясь сконцентрироваться на конспектах, в то время как один из наших соседей по комнате на всю врубил AMATORY, а другой точно так же на полную наслаждается хитами Иванушек International и Ромы Жукова. Побеждают в этой саунд-битве с переменным успехом то первые, то вторые, а чаще разнородные музыкальные концепции следуют параллельно, перекрикивая друг друга и наслаиваясь одна на другую.

Не стали в этом плане исключением и “Птицы над пеплом”, “Бурбон”, чуть более балладная титульная вещь и “Антидот”, исполненный совместно с человеком, скрывающимся за псевдонимом IP, где резкие отрывистые крики-взрыки Эдуарда легко и без проблем уживаются с его нежными, мечтательно-отстранёнными лирическими фантазиями, в ходе которых поёт он исключительно чистым и, стоит заметить, довольно высоким и сильным голосом. Темы песен многогранно-универсальны, но практически всегда остаются в рамках глубокомысленных и многозначных, но идеально простых для восприятия историй в духе классических романов Леона Вишневского и Пауло Коэльо. Что ж, вполне себе вариант того, как могут и должны звучать идеальные тяжелые хиты, которые будут нравиться даже скучающим домохозяйкам и несмышлёным тинейджерам.

Но не обошлось на “-1C” и без тяжкой бескомпромиссной агрессии. Именно такова “C O”, где проскакивает даже нецензурная лексика, однако заканчивается диск всё на той же лирично-нежной и почти балладной ноте в треке “Трудные 16”. А вот второй диск “-1f” и по стилю, и по подаче, и по эмоциональной окраске совершенно другой. Тяжести, экспериментов, меланхолии и даже психоделических веяний однозначно становится больше, и уже открывающая вторую пластинку “F-теория” предлагает нам куда более сумрачное и осеннее настроение и в точности так же посерьёзневшие и помрачневшие тексты. Голос у фронтмена однозначно хорош, и в той же, упомянутой уже выше “F-теории” отчётливо прорисовываются ходы и вокальные пассажи, характерные для творчества Витаса, что в обрамлении техничных Tool-образных проигрышей звучит на самом деле очень оригинально, свежо и интересно.

Угрожающая “Aбаддон” сокрушительна и тревожна, а по атмосфере близка к постапокалиптическим саундтрекам; “Мёртвый космос” экспериментирует с элементами пост-блэка, затем следует небольшая инструментальная зарисовка “-1f”, и вот второй диск уже выходит на финишную прямую, предлагая слушателям ершисто-сердитый металкор “Заряжены/Отвержены” и невероятно насыщенную и скоростную “Храни мою память”. Поп-веяния окончательно растворяются в наступающих подобно деревянным солдатам Урфина Джюса прогрессивных фишках и агрессивно-качающих риффах, однако особая лиричность и атмосферность проекта не уходит в тень, и чистоголосые распевки всё так же присутствуют в музыкальной палитре состава на постоянной основе за исключением последнего трека “Храни мою память”, который можно рассматривать как чистый взрыв эмоций и ярости.

Когда-то Кирилл Немоляев признался, что основной мотивацией для создания его проекта Бони Нем было осознание того, насколько хороши и великолепны на самом деле песни у многих поп-исполнителей, а также желание поделиться этими песнями с поклонниками тяжёлой и альтернативной музыки. Нечто подобное наверняка можно сказать и про BATYGA, не случайно ведь Эдгар делал каверы на Диму Билана, Джорджа Майкла, Тимати, Егора Крида и иже с ними, а его собственное творчество так смахивает на их материал, но, понятное дело, завёрнуто в куда более тяжёлый, бескомпромиссный и вообще принципиально иначе аранжированный материал. Автор не забыл про привлекающее внимание оформление, всё сделал правильно, и его и без того очень неплохой материал в итоге стал выглядеть как настоящая конфетка. Что тут можно ещё добавить? Всё адекватно и хорошо. И кстати, каверы у BATYGA на самом деле замечательные.