ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Чароит "По пути к рассвету"

26-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЧАРОИТ
Релиз
"ПО ПУТИ К РАССВЕТУ"
Год
2019
Стиль
Art-rock / rock / bard rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Моё знакомство с творчеством ролевиков-менестрелей произошло при довольно романтических обстоятельствах: это был 2000 год, я был тотально забаррикадирован металлическими идеалами, идеологией и эстетикой, меня несла и подбрасывала безудержная металлическая магия. Это было время дисков и кассет, высоких трав, веры в высокие идеи (а что важнее – желания и готовности этими идеями жить), бумажных журналов, писем и обмена музыкальными редкостями в почтовых бандерольках. Именно в одной из таких бандеролек как-то от одной из моих питерских знакомых по переписке ко мне пришли записи Ниенны (позже Элхе Ниеннах), Тэм Гринхил, Иллет и Скади. И хотя эта музыка была по звучанию совершенно не похожа на метал, меня она захватила сразу, ведь вдохновенное исполнение, волшебные тексты и убеждённость, убеждённость и ещё раз убеждённость стояли у менестрелей на первом месте. Энтузиазм, веру и эмоциональный накал этих авторов было просто невозможно не увидеть и не почувствовать, и хотя я никогда не причислял себя к толкиенистам, это ничуть не помешало мне полюбить эту музыку всем сердцем.

А потом были записи Лоры Провансаль, Йовин, Джем, Рыжего Канцлера, только-только начинающей тогда Хелависы, Башни Rowan, совсем уж эксклюзивы вроде Werwolka, Предел, Чайки и бесчисленные “и иже с ними”. Эксклюзивность и какая-то особая элитарность – это ещё пара слов, которые можно добавить, описывая, почему такие вроде бы простые и безыскусные песенки цепляли настолько глубоко и всерьёз. И да, далеко не всегда менестрели ограничивались одной только акустической гитарой, и примером тому могут служить как раз упомянутые сейчас мной Башня Rowan, Предел и Werwolka. Или певица, скрывающаяся под псевдонимом Чароит. На своём дебютном четырнадцатитрековом альбоме Чароит (в миру Яна Григорьева) исполняет песни, напоминающие классику Тэм Гринхил, Йовин и Иллет, но с более богатым и разнообразным музыкальным сопровождением в духе Башни Rowan, Ignes Fatui, обязательными рок-барабанами и таким же обязательным шагающим рок-ритмом, поверх которого ненавязчиво наслаиваются почти джазовые импровизации и клавишные пробежки.

Чароит напоминает Тэм Гринхил не только тембром голоса и особой героически-зовущей подачей, но и мастерством обращения со словами и рифмами, что однозначно стоит расценивать как комплимент. Слова классика “словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести” относятся к песням Яны если не на сто процентов, то на девяносто пять – точно. Поёт она вдохновенно и вдохновляюще, а хитовость, припевность и рок-песенность, которые проявляются уже в открывающей альбом “Город на перекрёстке”, не вредят серьёзности и рельефности её композиций, делая их разнообразнее и легче для восприятия людей, не привыкших к андеграундности ранних менестрелей. Чуть более сдержанная, грустная и драматичная “Там под защитой высоких стен” обладает интересным, как будто плавающим музыкальным сопровождением, а сменяющая её “Когда стрела сорвётся с тетивы” при радикальной верности заветам и канонам Тэм в плане аранжировки сближаются с группами вроде Лицей, что звучит как минимум непривычно, а как максимум – оригинально.

И по мере продвижения по трекам альбома музыкальной оригинальности становится всё больше: почти регтайм в “Две трети волшебства”, чуть ли не классический арт-рок 70-х в “Ста причинах”, что-то вроде этно-перкуссии в “Ледяном копье севера” – всё звучит очень интересно, разнообразно и профессионально, если бы не одно “но”. Музыка как будто искусственно задвинута на второй план и служит исключительно обрамлением, барельефом, не надеясь на полноправность с вокальной линией. Конечно, жанр менестрель-композиции уже по определению предполагает доминанту голоса и текста, и всё-таки такая очевидная фасадность и второплановость столь изобретательных и интересных партий вызывает некоторое недоумение. И ещё одно “но”. Кое-где (в том же “Ледяном копье севера”, например) на альбоме проскакивают дисторшновые гитары, и они, как это водится на подобных релизах, совершенно никакие: пластмассовые, неестественные и блеклые. Кроме того, они здесь совершенно не в тему. Но это мелочи (тяжёлых гитар на альбоме всего ничего), и при прослушивании на восприятие и атмосферу данные нюансы ничуть не влияют.

Особая романсовая задумчивая печаль, свойственная Тэм Гринхил, очень интересно звучит у Чароит благодаря её затейливым музыкальным решениям, в чём вас без труда убедят “Моя погибель” и “На волне откровений”, а не впасть в беспросветную грусть и омут отчаяния помогут шутливые алко-гимны в лице “Баллады о лесных стрелках”, “Оды элю” и “Рыцарской застольной”. Коротенькие музыкальные пьесы альбома “По пути к рассвету” никого не станут утомлять и грузить, а вот порадовать любителей интеллектуальных афоризмов вполне способны. Есть на альбоме и небольшой сюрприз-привет поклонникам ранней Мельницы (“Роща Тивери” звучит очень в духе и в традициях “Сонного рыцаря” и “Княже”), однако мне больше всего запомнился и понравился особый “эльфийский рок-н-ролл” трека “Середина лета” (почти “Мои жёлтые ботинки”, только с особой мечтательной фэнтези-спецификой), хотя полюбил и люблю я такую музыку за драматические баллады и героические эпосы в духе “Пепла”, “Моей погибели”, “На волне откровений” и “Между светом и тьмой” (мои любимые треки на пластинке, которые мне приятнее всего переслушивать).

Я не усмотрел какой-либо логики в развитии альбома и сочетании треков - насколько я могу судить, “По пути к рассвету” это просто сборник разных песен в рандомной последовательности, а объединяет их в единое концептуальное целое, в единый альбом общее настроение или скорее даже настрой, который сама Чароит определяет как надежда. “Эти песни о том, что как бы ни было темно, рассвет всегда приходит. Нужно только дождаться!” – читаем мы в авторском эпиграфе к альбому, и песни на диске действительно очень светлые и жизнеутверждающие. Даже в самых горьких и лунных “Моя погибель” и “На волне откровений” нет беспросветной безысходности, а всегда и неизменно на две трети (плюс-минус полстакана) волшебства. Альбом и в должной степени традиционен, и в столь же должной степени экспериментален и оригинален, музыкально-лирические упражнения Чароит звучат приятно и наверняка порадуют не только почитателей творчества менестрелей, но и людей более широкого профиля, знающих толк в хороших стихах и хороших песнях со смыслом. Если бы это был типичный менестрель-альбом, оценка была бы 5 из 5, но коль скоро Яна экспериментирует с аранжировками и столь усложняет их, ей есть, куда расти и к чему стремиться. Пока что 4 из 5.