ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом проекта Чароит "Волшебник"

29-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЧАРОИТ
Релиз
“ВОЛШЕБНИК”
Год
2020
Стиль
Folk-rock / art-rock / art-folk / neo-folk
Лейбл
ПОЛИГОН RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Второго альбома проекта Яны Григорьевой не пришлось ждать долго – едва минул 2019 год и на дворе показался на удивление бесснежный январь нового десятилетия, как в сеть оказался выпущен совершенно новый четырнадцатитрековый лонгплей Чароит, на котором Яна небезуспешно пробует совмещать традиционный фолк-рок, повествовательное литературное фэнтези и раздольный, берущий за душу почерк ролевиков-менестрелей. Ничуть не изменяя себе, Яна научилась подавать свои пространные поэтические изыскания более эффектно и презентабельно, более профессионально и музыкально, словно смешав в единой алхимической колбе Тэм Гринхил, Мельницу, Blackmore’s Night и Лорину Маккенитт, что выглядит как минимум интересно.

Яна по-прежнему продолжает активно заниматься написанием больших и малых прозаических произведений, сценариев, играть в театре и активно осваивать ещё массу разных сопутствующих дел, а в 2019 году поддержать её музыкальное творчество изъявил желание лейбл Полигон Records. Не знаю, какова в этом заслуга издателей, но актуальный диск певицы действительно выглядит намного более фирменно и основательно, ну а Яна, известная как Чароит, по-прежнему создаёт очень экзистенциальные, театрально-литературные песни, в которых текст стоит на первом месте, на втором чуть поодаль виднеются густая фэнтези-атмосфера и эффект 3D-присутствия, а музыкальная составляющая и мелодии замыкают этот волшебный треугольник.

Сразу же обращает на себя внимание намного более адекватное сочетание вокала и инструментальных линий, более изобретательные аранжировки и мягкое, ласкающее слух сведение, а если присмотреться к альбому чуть внимательнее, становится понятно, что работа над пластинкой была действительно проделана колоссальная: Чароит больше не лихорадит от жанра к жанру, звук не плывёт, а вокал звучит очень уверенно и артистично. В отличие от дебютного полноформатника певицы, “Волшебник” – это настоящий монолит, – до конца выверенный, продуманный, идеально сбалансированный релиз, в котором прекрасно практически всё: и тексты, и музыка, и голос, и продюсирование, и уровень реализации.

Песни легко и естественно перетекают одна в другую, связь между ними не только угадывается, но порой действительно совершенно очевидно прослеживается и не подлежит никаким сомнениям. Как известно без восхищения любовь погибает, а восхищением очень трудно поддерживать, когда ты настоящий профи и озабочен кучей разных специфических профессиональных фишек-штучек, что очень хорошо знает каждый, кто оказался перед выбором между качеством/профессионализмом и искренностью/непосредственностью, однако Яна очень адекватно выдерживает необходимый баланс, не уклоняясь ни в филигранный перфекционизм, ни в противоположную крайность андеграундного и неумелого следования идеалам.

И всё это по-прежнему очень литературный и многословный фолк-рок. Всецело оставаясь в русле творчества вдохновляемых Профессором менестрелей, Яна в каждой из своих новых песен рассказывает полноценную притчу-историю, которая мастерски стилизована под дивную средневековую легенду и повествует об эльфах, воителях, королях, прекрасных принцессах, драконах, дружбе, коварстве, любви и неожиданных житейских курьёзах. От смешного и ироничного до великолепного, блистательного и возвышенного – именно в таком спектре находятся современные произведения Чароит, и однако при всём разнообразии тем и эмоциональных оттенков, все они превосходно укладываются в единую повествовательную канву.

Действие на альбоме развивается мягко и естественно, я бы даже сказал планомерно, но в то же время истории Яны по-прежнему выглядят очень непредсказуемыми и волнующими, свежими и неожиданными. Посудите сами: дракон, укравший в отсутствие короля его возлюбленную, а затем сам не знающий, куда деваться от назойливой принцессы, или солдат, попросивший подарить ему небо Британии - такие брутальные и неожиданные фантазии, конечно, вполне могут встречаться где-нибудь в апокрифическом ирландском фольклоре или в песнях Потани и Башни Rowan, но далеко не являются чем-то само собой разумеющимся на современном альбоме в жанре арт-фолк. Хотя если вдуматься, нынешний Чароит это как раз такой арт-фолк – фолк художественный, артовый, изобретательный и творческий.

Певица авторски и креативно преображает суровые каноны, застывшие и окаменевшие ещё во времена Толкиена с Льюисом – не разрушает, не ломает их, а лишь слегка видоизменяет и декоративно преображает суть этих клише и форм. “Подбери имя правильно, и персонаж будет жить” – говорил Диккенс, и Чароит на своём собственном живом примере экзистенциально иллюстрирует его убеждение. Грусть, радость, доблесть, благородство и неизменная вера в мечту объединены на рецензируемом альбоме так органично и всесторонне, что это действительно начинает быть похожим на жизнь и на правду – на очаровательную, чарующую правду из какой-то другой, параллельной реальности – песни Яны льются лёгким лесным ручейком, ненавязчиво ласкают слух и помогают выйти на поверхность нашим самым лучшим и светлым качествам.

У цветов не бывает будней, все они всегда разодеты празднично, вот так и песни с диска “Волшебник” в своём тесном альбомном единстве напоминают цветущий весенний сад с диковинными, почти небывалыми растениями, где обретаются резкая, почти хардроковая “По ту и эту сторону дождя”, нежная романсовая “Тёмные глаза”, напевная скрипка и неожиданные аранжировки. Можно, конечно, сказать, что моя неуёмная симпатия к творчеству этой фолк-леди обусловлена давней приверженностью автора этих строк творчеству Тэм Гринхил, о голосе, вокальной манере и поэтическом почерке которой всё ещё невозможно не вспомнить, когда начинаешь слушать то, что делает Чароит, однако на актуальном альбоме таких отсылок-параллелей уже не так много, и они не так довлеют-доминируют.

Всё, за что я критиковал дебютный альбом Яны “По пути к рассвету” (разнородность, не совсем уместный и не вполне удачный дисторшн, отсутствие логики развития альбома, противоречивые жанровые вливания и т.д.) было очень аккуратно исключено или с успехом переработано, и в итоге рецензируемый сейчас диск звучит действительно очень впечатляюще и интересно. На пластинке нет какой-то явно хитовости, куплетно-припевной навязчивости, он совершенно точно не вписывается в радио-формат, о котором так настойчиво грезят современные творения Мельницы, но те, кто любит хороший фэнтези-фолк-рок и ценит концептуальную основательность (непопсовость), наверняка оценят этот релиз и полюбят новые песни Чароит.

В этом альбоме столько жаркой, чистосердечной любви к Британии, её фольклору, истории, мифологии и культуре, что помимо упоминавшихся уже Толкиена с Льюисом мне сам собой приходит на ум Киплинг, а затем, как следствие, с детства любимая и изрядно потрёпанная уже сейчас книжка “Сказки старой Англии”, благодаря которой ещё в 1990 году я открыл для себя всех трёх упомянутых в этом абзаце знаменитых англичан и их литературное творчество. “Много историй британские земли хранят, каждая мир будто заново делает краше, если ты тоже немного поэт, как и я - слушай и помни, а тем, кто не слышал - расскажем” – словно определяет сама Яна словами одной из песен творческое кредо и задачу-максимум альбома, и на этом диске всё в точности так, как и описала она в этих строках: красиво, волшебно, вдохновенно, жизненно и увлекательно.