ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Electronobody "Neon Rift"

31-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ELECTRONOBODY
Релиз
“NEON RIFT”
Год
2019
Стиль
Synthwave / cyberpunk / electronic / industrial
Лейбл
RETRO SYNTH RECORDS / SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Салават

Всё когда-нибудь меняется или, по крайней мере, развивается, и вот на смену “Нации киборгов”, “Кругам Ориона” и “Кибер-сердцу” к нам спешит очередной полноформатник авторства таинственного электронного one-man-проекта из Салавата. Главнокомандующий музыкальным фрегатом Electronobody Владимир по-прежнему остаётся всё на тех же кибернетических рубежах, которые всегда защищал и отстаивал с таким видимым и несомненным удовольствием, однако сейчас он решил несколько пересмотреть (или на время оставить) собственные принципы создания музыкальных произведений и вместо потрясающего разнообразия и объёмов прошлогоднего “Cyber Heart” отправил на пластинку всего семь треков. Всего семь, но – каких.

Наверняка многие то и дело терзаются вопросом, что бы такого послушать утром после хэллоуина, когда в голове ещё вовсю снуют туда-сюда ведьмы и летучие мыши, а вампирские клыки не просохли от кетчупа, и теперь у нас есть идеальное решение на такой случай, недаром дата релиза “Neon Rift” – 1 ноября, что по определению делает актуальный релиз пост-хэллоуиновским и насквозь мистическим. И сам автор очень хорошо это понимает, ведь как иначе объяснить тот факт, что он зовёт нас не куда-нибудь, а прямо в бездну, приглашая прокатиться на инфернальных горках уже в первом, открывающем диск треке, который так и называется – “Into The Abyss”. Эта инструментальная вещь звучит рассредоточено, абстрактно и разбросанно, но это только начало, да и бездна здесь имеется ввиду совсем не адская, о чём расскажет нам сопутствующее видео.

И такие музыкальные видео созданы автором для каждого из треков с актуального альбома, всячески иллюстрируя, поясняя и раскрывая его источники инспирации и настраивая слушателя на нужные впечатления и ассоциации. Компьютерные игры, фантастические фильмы, мечты о кибернетической реальности и собственном звездолёте, в котором можно в любой момент прокатиться куда угодно, оказавшись почти в мгновение ока в любом уголке галактики и масса приятных ностальгических эмоций и воспоминаний о нашем счастливейшем научно-фантастическом детстве – всё это “Neon Rift”, который действительно воспринимается как захватывающее путешествие по волнам памяти, то и дело вызывая из глубин подсознания ценные и необыкновенные артефакты минувшей аналогово-крафтовой эпохи.

Уже не просто таинственность, а настоящая хоррор-тревожность слышится в следующем треке под названием “Double Dragon”, который то и дело напоминает зловещий ритуал по вызову из тьмы демонов возмездия и отчаяния, а когда этого не делает, смахивает на саундтрек для приземления космических кораблей, в которых сидят боевые жабы и их непримиримые враги братья Драконы, которые прибыли с далёких звёзд для захвата и покорения нашей родной голубой планеты. Мистическая “Rose Of The Dark” всё так же шаманит, причудливо извивается электронными софитами, пружинит ebm-драйвом, но не чрезмерно и не прямолинейно, а именно так, чтобы не разрушить хрупкое очарование таинственного этно-эро-перформанса, который как будто проводится где-нибудь в пустыне Сахара жутковатыми пришельцами-гуманоидами.

В отличие от прошлогоднего релиза и от других работ, выпущенных под вывеской Electronobody, никаких фитов и приглашённых вокалистов/вокалисток в случае с “Neon Rift” запланировано не было, и нашему вниманию предлагается исключительно инструментальный, монохромный, но от этого ещё более целостный, впечатляющий и довлеющий своей концептуальной мощью материал. Создаётся такое ощущение, что автор решил сейчас вдоволь отыграться, отвести душу, а попутно протестировать свои возможности на предмет их граней и пределов, да и записал исключительно то, что хотел и давно мечтал именно в том виде, в каком мыслилось, желалось и в итоге получилось, не связывая себя какими-либо фит-обязательствами. И это ценно.

По сравнению с той же “Rose Of The Dark” сменяющая её “Fearless” чуть более напориста и энергична, но это совершенно не означает, что автор собирается предложить нам более прямолинейный стафф – изысков и грации на “Neon Rift” повсюду с избытком, а чуть более драйвовые фрагменты всего лишь призваны добавить на пластинку тяжести и мощи, но совсем не намерены делать её более простой или минималистичной. Рефлексивно-балладные отголоски проскакивают в “Zero Tolerance” пополам с дэдкэндэнсововской сумрачной этникой, а титульная вещь и заключительная “Buran” являют собой самые сливки и действительно апофеоз звуковой экспрессии и эспериментальности, ради которых, как я понимаю, релиз и затевался.

Если сравнивать “Neon Rift” с тем, что выходило с логотипом Electronobody раньше, то отличий больше чем сходств, и они по большей части самоочевидны или уже озвучены мной выше. Понятно, что отказ от доступности, хитовости, да и от вокальных дорожек как таковых автоматически переносит рецензируемый диск в совсем другую музыкальную категорию, и потенциальный слушатель, которому адресован попавший на “Neon Rift” материал, это совсем не тот слушатель, который с удовольствием танцевал и отжигал под более лёгкие и динамичные “Prey” или “Solaris”, однако сам факт, что музыкант может и умеет быть настолько разным и не желает ограничивать себя в способах самовыражения, достоин восхищения.

Конечно, это всё тот же Electronobody, и фирменный стиль Владимира никуда не исчез, а скорее стал сейчас более концентрированным, собранным, массированным, тяжеловесно-индустриальным и да, экспериментальным. Можно по-разному оценивать этно-составляющую релиза, ну а на мой взгляд, она в данном случае оказалась как минимум нелишней и великолепно подходит повсеместной угрожающе-оккультной ритуальности актуальных треков проекта. Играть жёстко, грубо, изящно и разнообразно Электроникто определённо может и умеет, и профильный, знающий толк в подобного рода музыкальных колебаниях меломан наверняка оценит его современное творение по достоинству. И не только днём и ночью после хэллоуина, а everytime.

Оценить альбом в видео-формате можно здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxHVhdz_ran6IGgsw4-gmGF6gdWYttw8l

Everything changes, at least, everything evolves, so "The nation of Cyborgs", "Circles of Orion" and "Cyber-heart" were replaced by another EP of the mysterious electronic one-man band from Salavat. Commander-in-Chief of this musical frigate Electronobody Vladimir still stays on the same cybernetic milestones, which he always protected with his total impact and pleasure, however for now he decided to revise ( or leave for a while) his own ways of making music and instead of those amazing variations and volume of the previous “Cyber Heart” he created only 7 tracks. Just seven tracks, but they're outstanding.

Probably lots of us think what to listen in the Halloween morning, when witches and bats lurk in your mind to and fro, and vampire's fangs haven't dried up after ketchup, and now we have an ideal decision of it, cause the release date of Neon Rift is on the 1st of Novemeber, what makes it relevant on its post-halloween mystical time. The author knows that, cause he calls us right into the chasm, to ride on these infernal slides at the first track of the album called "Into the Abyss". This instrumental track sounds abstractly and chaotically, but it's just a beginning , so the chasm doesn't seem so infernal, associated video tells us about it.

Such kinds of musical videos were created for every track from the EP , illustrate and reveal sources of inspirations to give listeners right impressions and associations. Video games, Sci-Fi movies, dreams about cybernatical reality and custom starship, which can deliever you anywhere and anytime in the blink of an eye to any part of the galaxy, and a whole range of impressions from our happiest science-fiction childhood - it's all about “Neon Rift”, such a thrilling trip around the worlds of our memories with its precious and unbelievable artifacts of analogue-craft era.

It's not a secrecy, it's a real horror and anxiety in the next track called “Double Dragon”, sounds like an ominous ritual calling demons of vengeance and desperation from the darkness, or seems like spaceship landing, where Toad-troopers sit with their official enemies-Dragons from distant stars to capture and subdue our blue homeland Earth. An enigmatic track “Rose Of The Dark” lures and twists with an electronic stage lights, springs with ebm-drive not to break fragile charm of mystical ethno-ero-perfomance, that held somewhere at the Sahara Desert by creepy humanoid aliens.

Unlike the previous release and other works by Electronobody, there is no feats and guests males or females with Neon Rift wasn't planned, the material before us today is entirely instrumental, monochromatic, but more coherent, impressive and prevailing with its power. It seems that author decided to let off steam and test his own abilities with a view to his limits, so he recorded exactly what he wanted before and had been dreaming about , so as a result he didn't bind anyone to feat. That's the precious thing.

By comparison with “Rose Of The Dark” next song “Fearless” is more assertive and energetic, but it doesn't mean that the author tries to give us sort of straight-up stuff- delights and grace is everywhere at “Neon Rift”, driving fragments fill the album with weight and strenth, not simple or minimalistic. Rythms of ballads slipping trough in “Zero Tolerance” with "deadcandence" dark ethnique, and final track “Buran” is the real brilliant and apotheosis of a sound expression and experiments, for which this realse appeared.

If we compare “Neon Rift” with Electronobody, we can see more differences than similarities, and they are obvious as i said before. It's clearly that refusal to accessibility and hits moves this work to another musical category , so an audience of the brand new Neon Rift differs from those who danced and rocked out to “Prey” or “Solaris”,however, the fact is that musician can be defferent as well as, he doesn't limit himself in his ways of expressing, he's defenitely worthy of respect.

Of course that's the same Electronobody and Vladimir's corporate style hadn't dissapear and became more concentrated, neat, massive, industrial and experimental.
The ethno part can be re-evaluate in different ways, but as i can see, it turns out to be appropriate and suitable to kind of occult ritualistic tracks of this project.Electronody can play rough and harsh, gracefully and diverse, so music fans and lovers will appreciate such a modern creation. Day or night, on Halloween and everytime.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год