ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом проекта Ленар Деллерт "Секунда Бесконечного Молчания"

04-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛЕНАР ДЕЛЛЕРТ
Релиз
"СЕКУНДА БЕСКОНЕЧНОГО МОЛЧАНИЯ"
Год
2019
Стиль
Doom metal / death doom
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Казань

От данного релиза, который сам автор называет и считает своим первым настоящим альбомом, за версту веет андеграундом, и происходит это задолго до того, как ваши длинные тонкие, чуть пахнущие Campari и свечным воском пальцы дотянутся до заветной клавиши “play”. Имя автора вместо названия, сочетание слов, выбранное музыкантом на роль заглавия релиза, обложка и её формат, титлы треков – всё выдаёт в актуальном релизе его подпольность и андеграундный надрыв, но вряд ли хоть кто-то осмелится сказать, что сие есть плохо. Наверняка даже самые угрюмые снобы до сих пор помнят такие прекрасные подвальные дум-поросли как Tristitia, Phlebotomized и Visceral Evisceration и ничуть не думают даже пытаться принижать их культовую значимость, ну а в нашей современной России подобных самородков и вовсе пруд пруди: Faith, Rebirth, BitachI, MetalBlack, Scythelence, Поезд Родина и прочее, и прочее. Каждый из этих коллективов давным-давно доказал всем скептикам, что андеграундный дум может и умеет быть по-настоящему классным, и данное утверждение уже вроде как даже успело стать аксиомой.

Ну а что же Ленар Деллерт и его актуальный релиз? А это всё тот же экспериментальный и достаточно изобретательный мелодичный дэт-дум. Напомню, что Ленар Деллерт уже достаточно давно занимается музицированием в жанрах, граничащих с дэтом и думом, пишет тексты, сочиняет музыку, а для воплощения своих вербальных задумок приглашает разных вокалистов. Именно подобный материал содержался на альбоме 2018 года ”Быль. Книга Первая. Тёмная”, который напомнил мне дикую, почти фантасмагорическую солянку из дэт-дума, паган-дума, фолк-дума и прог-дума. Не удивляйтесь, влияния Emerald Night, Butterfly Temple, Scald, Opeth и Tumulus хоть и присутствовали в полном объёме на данном компакте, но не в каждом из треков в равной доле, а то и дело перетягивая общее жанрово-стилистическое одеяло то в одну, то в другую сторону. Вся самая “соль” музыкальной деятельности Ленара Деллерт всегда состояла в экспериментальности и эклектичности.  Он относился и относится к думу и в том числе к самой тяжёлой и траурной его разновидности почти с панковской непринуждённостью, и это ему шло.

“Секунда бесконечного молчания” стал, наверное, самым думовым по настроению релизом проекта, однако для записи вокала вновь были задействованы уже знакомые слушателям по предыдущим работам Ленара Алексей Ложенков (“В агонии”, “Нас нет”, “Пусто”, “В непристрастную зимнюю стужу”), Руслан Суслин (“Крик”, “Голоса”, “Сколько осталось”) и Диана Ахмадуллина (“Нас нет”, “В непристрастную зимнюю стужу”, “Сколько осталось”), что означает, что перед нами всё тот же приpaganенный, слегка разухабистый материал с оттенками Butterfly Temple. Ничего не могу с собой поделать, и едва заслышав пение Алексея Ложенкова в открывающей диск “В агонии” тут же представляю себе бравых гой еси добрых молодцев в полотняных рубахах, и вступающий в сменяющей её “Нас нет” голос Дианы ничуть не нарушает эту ассоциацию. Да, формально никакого фолка здесь нет, но в музыке подспудно ощущается что-то очень языческое, древнее, боевое и родственное ранним Deva Obida, Scald, Tumulus, Alkonost и иже с ними, а порой перед глазами очень ясно вдруг встают Сварга и Intra Spelaeum (“Голоса”).

Само по себе это не хорошо и не плохо, но в тэгах к релизу наверняка стоило бы указывать #pagan_doom и #pagan_death_doom, что наверняка облегчило бы целевой аудитории поиск и нахождение этой музыкально-вербальной радости. Что интересно, аранжировки, подход к исполнению, да и сам материал на актуальном релизе то кренятся в сторону очень неплохого фьюнерал-дума, то простираются куда-то в лёгкие воздушные арт-роковые и прогрессивные дали, а то и вовсе срываются куда-то в чистую кристально-прозрачную этно-меланхолию, как это происходит в финале третьей по счёту в треклисте композиции “Крик” или в начале трека “Пусто”. Наверное уже за одну инструментальную работу можно смело ставить альбому высший балл и ни о чём больше не говорить, и порой мне действительно кажется, что вероятно, диск только выиграл бы, отказавшись от голосов и текстов (вероятно, стоило бы выпускать компакт в двух версиях: стандартной и инструментальной), но вышло как вышло, и всё очень неплохо (при условии конечно, что у вас нет аллергии на разухабистый a la народный вокал).

Что самое важное и прекрасное в данном случае, так это то, что превосходные композиторские находки автора не рассыпаются на составные части и не оставляют ощущения лоскутного пледа, а на самом деле образуют единое концептуальное целое, куда приятно погружаться вновь и вновь раз за разом. Альбом обладает своим собственным настроением, а чуть грубоватые, но не лишённые особой думовой патетики и атмосферности тексты интересно дополняют этот величественный монумент языческой думовой печали. Если вы забрели на огонёк к Ленару Деллерту в надежде найти на альбоме “Секунда бесконечного молчания” качественный, в меру традиционный, но всё-таки самобытный и авторский, с душой исполненный материал, то вы попали по адресу. Всё это здесь есть и в немалом количестве, качество записи и реализации не разочаровывает, а категорически лаконичный хронометраж релиза лишь добавляет ему очков, в то время как самые крутые вещи, на мой взгляд, это завершающие компакт “В непрестанную зимнюю стужу”, “Сколько осталось” и “Мы умрём с тобою вместе”.

Я не случайно вспомнил в начале этой рецензии про подвальный diy-дум – перед нами сейчас именно андеграунд, более того, андеграунд, совершенно не желающий знать и слышать что-либо о современных стандартах и подходах в обречённом металле. Вряд ли кто-то в своём уме и светлой памяти стал бы делать такой материал в 2019 году “на продажу” – играть подобное можно только по большой и истовой любви к тому что делаешь и к некогда выбранному жанру. Пусть кое-где прозрачные отсылки к On Thorns I Lay, Winter, My Dying Bride и Avrigus у Ленара звучат чуть наивно и архаично, это ничуть не портит его музыку. Да, материал с актуального компакта, как и вообще всё, что делал раньше музыкант, это штука очень на любителя, и наверняка понравится и зайдёт далеко не каждому, но по-другому и быть не могло, коль скоро мы принимаем во внимание, что перед нами самобытная авторская интерпретация драматического среднетемпового про-фьюнерал-готик-атмосферик-паган-дум-металла. Минимум драйва и прямолинейных металлических решений, максимум красивых “соборных” фрагментов и творческой свободы – таков данный релиз, и, определённо, именно в этом его очарование и главная сила.