ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Nordland "The Dead Stones"

10-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NORDLAND
Релиз
“THE DEAD STONES”
Год
2018
Стиль
pagan black metal / viking black metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS / SATANATH RECORDS
Страна, город
Великобритания, Нордланд

Этот английский one-man-проект интересен хотя бы тем, что его основатель и единственный участник пробует посредством своей музыки совмещать традиционный блэковый паган-метал и арт-рок 70-х. Сейчас перед нами уже пятый полноформатник СевернойЗемли, и вот уже второй раз подряд творческое наследие музыканта по имени Ворх лицензируют для нашей радости и восторга More Hate Productions и Satanath Records, выпуская на российских широтах очень даже привлекательные и стильные CD-артефакты. И я не случайно начал эту рецензию с разговора о привлекательности – такой диковинный винегрет на самом деле способен выглядеть очень даже приятно и притягательно при условии, что вы любите нестандартный блэк и не чужды новому.

Музыкант всячески упирает на то, что хорошая и правильная музыка должна переносить слушателя в другой мир, где всё иначе, действуют другие законы и вообще воображение - это основа всего и начало начал. Для того чтобы сделать такое воздействие более всесторонним и глубоким, Ворх более ответственно отнёсся к оформлению своего новейшего полноформатного детища, который в отличие от ещё довольно сырого и андеграундного в плане реализации и оформления “European Paganism”, теперь выглядит очень презентабельно и внушительно, по-взрослому. Не забыл автор и о том, чтобы добавить взрослости в музыкальную составляющую своего творчества, и рецензируемый диск действительно довольно сильно отличается от своего предшественника.

Если “European Paganism” по большей части представлял собой одну длинную, эпичную, сагоподобную и почти бесконечную песнь в духе баторивского “Hammerheart”, то сейчас всё значительно разнообразнее, изящнее и вкуснее. То и дело на рецензируемом диске мне слышались даже аллюзии к Morgul, Arcturus, Diabolical Masquerade, Love Lies Bleeding и иже с ними, а мастермайнд Nordland определённо научился выражать и подавать свои идеи намного более впечатляющим образом, чем это было ещё год назад. Даже тексты уже не кажутся такими пространными, огромными и скучными, а заметно посвежели, собрались и ощетинились колючими всполохами мысли своего создателя.

Фавны, тролли, черепа, злобные ухмылки, вороны, рога, величественные нордические леса, причудливые орнаменты – это именно то, на чём специализируется Ворх, и его музыка вполне тяжела и блэкова (это на случай, если услышав в первом абзаце про арт-рок, вы подозревали неладное и ждали эфирных экспериментов в духе поздних Silent Kingdom), очень аккуратно обращаясь с наследием вечно живых и вечно юных классических Bathory начала 90-х. Влияния же Van Der Graff Generator и Magma, о которых повествует пресс-релиз, относятся исключительно к структуре композиций и к используемым фишкам-гармониям, которые на самом деле достаточно прогрессивны и выходят за пределы канонического викинг-паган-блэка.

Ворх явно хочет поставить ещё один, собственный и дополнительный стул между величественными троном ортодоксов из Bathory и массажным креслом прог-экспериментаторов из Borknagar и Vintersorg, и рецензируемый диск призван показать нам его усилия в данном направлении. Изломанные структуры треков, неожиданные переходы, то и дело внедряемые и выводимые на повестку дня пространные гитарные размышления вкупе с ядовитым тролльским вокалом Ворха создают атмосферу непредсказуемой лесной глуши, где ночной порой привидеться может абсолютно всё что угодно, и совсем не факт, что это будет приснопамятный Куортон или персонажи, о которых мы привыкли слушать и читать в текстах у Finntroll.

Прог-роковых тенденций и фишек на “Мёртвых камнях” действительно много как никогда, они властно держат ситуацию под своим контролем и не дадут вам расслабиться ни разу на всём протяжении звучания данного компакта (а это почти час!), но вместе с тем на диске всё ещё довольно много ревущего злобного драйва, скрипучих заснеженных гитар и внутренней мощи, которая наверняка напомнит искушённому слушателю о золотых деньках группы, некогда придумавшей и записавшей “Blashyrhk”. Альбом у Ворха получился длинный, протяжный, глубокомысленный, но не скучный, а для автора этих строк такой материал стал отличной альтернативой действительно несколько скучноватым и нудноватым экспериментам Vintersorg.

“Если в жизни я не могу спать и слушать ветер, то хотя бы в смерти дай мне лежать спокойно, положи моё тело на языческие костры, сожги мою душу и пусти её дымом, дай моим костям прорасти чернотой и стать такими же чёрными как ночное небо, а моя плоть пусть кормит пламя, пока ветры колышут деревья” – стенает Ворх под атональный скрип гитар, кровосмесительные басовые танцы и ритуальный перестук барабанов, и в этом есть своя особая северная магия. Уйти, раствориться, отдаться на волю природным стихиям и прорастать травой в такт с пульсом мироздания – именно об этом хочет рассказать нам Nordland, и в его мире всё подчинено этому безотчётному, всё заполняющему собой желанию, но во всём этом нет скуки и упадка, что ценно и редко. Теперь мы знаем, как грустят и думают о вечном настоящие викинги.