ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом проекта ЭстетикаГородскихОкраин "Патриотиз-м 19"

19-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЭСТЕТИКАГОРОДСКИХОКРАИН
Релиз
"ПАТРИОТИЗ-М 19"
Год
2019
Стиль
Industrial metal / post industrial
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Сочи

Вот, вот и ещё раз вот – хочется мне воскликнуть при виде названия этого проекта! Вот насколько важно называть вещи своими именами и не просто своими, а правильными именами. Тысячу раз незабвенный капитан Врунгель прав: “Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт”: назовёшь музыку “музон” или “музло”, вот и будет она восприниматься как синоним всему, что заканчивается на “о”; станешь называть любимые родные просторы каким-нибудь корявым вырожденческим словечком - глядишь, на глаза как будто чёрные в коричневую крапинку очки оказались надеты, а родимый продмаг и скверик за домом стали выглядеть как что-то упадочное и не сильно привлекательное. Нет уж, товарищи, давайте очищать свою речь и подобно толкиеновским валар и философу Хайдеггеру словом творить и созидать свою реальность!

Как я уже заметил, данный проект всё сделал правильно и в отличие от одного достаточно известного, но не слишком сознательного паблика ВК, назвал прелестную городскую периферию именно окраинами, а не как-нибудь обидно и с оттенком тюремно-сниженного жаргона. Собственно, в данном случае всё закономерно и понятно: автор, мастермайнд и идейный вдохновитель ЭстетикиГородскихОкраин, именующихся сокращённо ЭГО, хоть и не пытался выпуском данного EP памятник себе воздвигнуть нерукотворный или петь дифирамбы книжным ценностям, но как бы там ни было, всё-таки руководствовался при записи диска чувствами высокими, светлыми и патриотическими, что ничуть не противоречит или почти не противоречит исповедуемой коллективом депрессивной пост-индустриальной философии.

С чего начинается Родина? На этот, казалось бы, давно не требующий ответа вопрос по причине его хрестоматийности и укоренившихся в сознании стереотипов пробует ответить открывающая мини-альбом вещь, которая так и называется “Моя Родина”. Уверенные, хоть и несколько нестройные шумно-какофоничные эскапады аутентично сменяются мрачными гитарными риффами, а некий постапокалиптический глас начитывает на их фоне такие же постапокалиптические тексты. Мерно, с особым нажимом и без сомнений угадывающейся внутренней болью и горечью Никита Лесь, ответственный за речитатив и аудиальное воплощение вербальных смыслов, произносит и шаг за шагом утверждает новое, современное и актуальное понимание Родины, обновляя древние, несколько сдавшие свои позиции лозунги и прокламации:

“Моя родина построена на остатках древней цивилизации,
Где люди были из железа и стали,
У половины мира они срывали овации,
А остальную откровенно пугали,
Моя родина заключена в старых домах,
Её душа в свете уличных фонарей,
Её столько раз обращали во прах
И чужой рукой и своей.”
(c) ЭстетикаГородскихОкраин – “Моя Родина”

Больше драйва, больше риффов, больше эмоционально-вербального напора ждёт нас во второй вещи “Маяк-1957”, а тематика и направленность нарратива как будто и не меняются, лишь слегка корректируются, стартуя с хрестоматийного “Родина-мать зовёт”. Даже вокальная составляющая усиливается и напирает на слушателя с удвоенной и утроенной силой, всемерно множась, раздваиваясь и полифонично расщепляясь. Нечто подобное вполне могли бы исполнять Stahlhammer или кто-нибудь ещё из умных и технически подкованных немецких индустриальщиков, но ЭГО идут дальше и смешивают в алхимической колбе индастриал с классикой, авангардом и нойзом, а затем вводят туда нежный девичий голосок с простенькими, наивными, но безоговорочно эффектными рифмами и мелодиями.

Именно так звучит “Манифест”, записанный совместно с Kerrigan. Контрастно противопоставляемый безысходной основе женский голос дополняется в том же “Манифесте” синтезаторными a la восьмибитный Casio соло, что на фоне сложных, полуавангардных инструментальных каскадов и угрюмых начитываний воспринимается как долгожданный луч света в тёмном царстве. Наиболее целостно с точки зрения концептуального базиса звучит “Метро”, в которой присутствуют и мрак, и атмосферность синтезаторных подкладок, и специфические мелодии, и индустриальные эксперименты, а завершающая диск “Электричка” уже в первые секунды своего звучания парадоксальным образом напоминает Lacrimosa - как будто где-то далеко на заднем плане играет забытая кем-то детская музыкальная шкатулка.

Сам Никита Лесь говорит, что вдохновлялся при создании актуального EP эстетикой “Сталкера” и “Метро”, а я бы добавил, что в звуковой палитре и в текстах компакта без труда можно рассмотреть множество и других влияний – от “Книги Илая” и, конечно же, “Пикника на обочине” Стругацких до “Экспериментов Лейн”, “Эрго Прокси” и деятельности таких музыкальных коллективов, как Поезд Родина, Сумеречная Депрессия и Agenda. Кстати, если вам знакомо название “Пола Икс”, то это ещё одна параллель, которая способна прояснить и дополнить впечатление от рецензируемого релиза (сектанты-авангардщики, которые играли на заброшенном заводе в том фильме, на самом деле исполняли нечто очень близкое и родственное по духу музыкальной вере ЭстетикиГородскихОкраин).

Ну и раз уж я заговорил в начале данной рецензии о пабликах ВКонтакте, можно вспомнить ещё один, публикуемый которым контент на самом деле очень здорово сочетается с тем, что делает рецензируемая сейчас группа – этот паблик называется “Русская смерть”. В точности как в данном сообществе, в текстах и в музыке ЭГО проходят перед внутренним мысленным взором слушателя разбитые, разграбленные, пришедшие в безмерное запустение или просто оставленные, забытые и предоставленные сами себе памятники, артефакты, предметы гордости и величия некогда по-настоящему прекрасной и славной страны. Никита явно любит и гордится этой страной, помнит её величие, до сих пор не растеряв восхищения её победами. И это адекватно. В интерпретации автора наша с вами Родина становится похожей на Атлантиду, грозную, вечную, легендарную.

И в этом отличие ЭГО от упомянутых выше Сумеречной Депрессии и Поезда Родина. Помимо явного упадка и явной депрессивной серости в творчестве данного проекта однозначно присутствует вера, утверждение, любовь и другие подобные не-отрицающие чувства. В этом плане то, что делает Никита Лесь, намного ближе к творчеству Agenda и их пламенной рваной тоске по новому небу и новой земле. Размашистые индустриальные ландшафты, гнетущая апокалиптическая тоска и мрачные образы в лирике – это только часть целого в мире ЭстетикиГородскихОкраин, и рядом с ними запросто уживается чистая, искренняя и светлая любовь к родной земле, то самое “дым Отечества мне сладок и приятен”, некогда перетолкованное Натальей Медведевой в “дым Отечества мне горек и обиден”.

Стоит отметить, что релиз был профессионально сведён Владимиром Лехтиненом, и в этом плане расколол историю ЭГО на самодеятельную, раннюю и современную, качественную. Не скажу, что предшествовавшее творчество состава, сведением которого занимался сам Никита, хуже – оно по-своему аутентично и прекрасно, однако отрицать тот факт, что для рывка к большой сцене и большой известности нужен был этот шаг за помощью к профессиональному звукорежиссёру, возможности нет, я оспаривать этого и не стану. Альбом получился концентрированный и насыщенный, а что важнее – свежий. Учитывая то, как популярны в наше время стали у населения мечты о поездке в Припять, сталкерская тематика и другие подобные бродилки за артефактами, стоит предрекать альбому “Патриотиз-м-19” культовое будущее. И вполне заслуженно.