ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Tomusz "Tél"

07-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
TOMUSZ
Релиз
"TEL"
Год
2018
Стиль
Hardcore / neocrust / d-beat / black metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS / NARCOLEPTICA PROD. / RED TRUTH RECORDS / NGC PROD.
Страна, город
Венгрия

Я не большой поклонник и знаток краст-хардкора, но альбом венгров из Tomusz меня заинтриговал сразу, уж очень крафтово оформлен их диск – минимализм в данном случае не кажется синонимом безыдейности, а на самом деле выглядит очень лампово и в тему, и даже аккуратно-лаконичная 4-страничная вкладочка-картоночка с глянцевым покрытием и репетиционным фото музыкантов на развороте выглядит очень аутентичной и почти волшебной (лейблы постарались на славу и даже задник-подкладочку сделали из того же самого толстенного и приятного на ощупь сырья, не пожелав экономить на мелочах), ну а сам арт просто неподражаем и прекрасен (сразу понимаешь все оттенки смыслов в фразе “хорошо иметь домик в деревне, плохо, когда он имеет тебя”, и воочию представляешь, как всё это может происходить и чем конкретно может быть чревато) и располагает к себе любителей финно-угорско-чукотских прелестей, что говорится, по умолчанию.

Не так много музыкальных коллективов из Венгрии я могу вспомнить сходу и без бумажки, но между Sunseth Sphere (самой первой группой из Венгрии, которую я узнал) и Omega с Ektomorf (самые известные группы из Венгрии, которые знают все) могу всё же назвать с десяток имён, которые будут вовсе не так уж и плохи, однако важно в данном случае совсем не это, а то, что Tomusz я включил в этот список уже после первого прослушивания, и сделал это не только из-за впечатлившей мой фетишистский вкус приятной полиграфии, хех. В общем говоря, привычный к жанровому калейдоскопу современных релизов More Hate Productions, я не очень-то переживал по поводу авангардности материала с "Tél" (представлялось что-то среднее между ранними Sacrilege и недавно вышедшим под эгидой “Больше ненависти” Memorial), и Tomusz меня разбросом жанров особо и не удивили, а вот глубиной интерпретаций и степенью интенсивности выдаваемого стаффа порадовали.

За 40 минут звучания компакта, которые понадобились отмороженным венграм из Tomusz, чтобы исполнить восемь своих композиций, на нас обрушится восемь горных лавин из отчаяния, раздражения, холода, отвращения и тоски, причём вышеперечисленные качества и состояния не будут распределены по трекам, а окажутся сплетены плотно и надёжно в рамках каждой из отправленных на пластинку вещей. Уже в неспешно раскачивающейся шаманской “Cycies Of Nature”, которая открывает "Tél", нас ждут все основные элементы особого стиля команды: кричащая атмосфера суицидального блэк-металла, вязкие апокалиптические тона сумрачной безысходной депрессии, адский металлический напор, перемалывающий кости хруст хардкора и вопли, крики, боль, яд и мрак. Паузы между композициями отсутствуют, и в итоге треки переходят один в другой очень плавно, незаметно и естественно, а у слушателя остаётся впечатление, что звучит одна долгая, бесконечная и кромешно-чёрная вещь, которой нет ни конца, ни края.

Или андеграундная хардкор-опера про то, как венгры, живущие на значительном отдалении от своих собратьев-венгров на высоком-превысоком холме в чёрном-пречёрном доме, вокруг которого растут только пять неприглядных тощих ёлок и больше ничего, отправились в ближайшее селение за пивом, но не сумели спуститься с утёса и были застигнуты на одной из гористых круч жутким и адски-безжалостным похмельем. Не знаю, о чём на самом деле вещают в своих композициях ребята, но в данном случае отсутствие текстов в буклете меня даже порадовало: думаю, даже самая скудная и не изобретательная фантазия под такие леденящие кровь звуки придумает себе куда более эффектные и пугающие ужасы и напасти, чем это могли бы придумать и сочинить мрачные повествователи из Tomusz. Голос на "Tél"  воспринимаешь скорее как ещё один инструмент, птичий грай обезумевшего шамана, а сами исполнители кажутся утяжелённым и психоделически затемнённым вариантом финнов из Tenhi.

Альбом звучит целостно и монолитно, но некоторое развитие в нём всё же присутствует: так, пятая по счёту “Sticks And Stones” предлагает нам традиционные для хардкора нестройные хоровые выкрики и разговорные сэмплы, а финальная поэтизация “Apocryphal” напомнила мне хоррор-эпопею “Overkill” (думаю, не стоит объяснять, какой группы). Наверное, попадись мне этот альбом в середине 90-х на неподписанной кассете без опознавательных знаков и обложки, я бы послушал его минут десять, да и закинул бы куда-нибудь в самый дальний угол страны Подкроватии, чтобы не вспоминать ещё долго, но вот ведь как велика сила изобразительного искусства – обложка настроила меня на нужный лад, заставила со вниманием прослушать диск один раз, затем ещё и ещё, и вот я уже проникся этой тревожной нервно-вздрагивающей какофонией и почти полюбил Tomusz, хотя, надо признать, полюбил не столько их, сколько то, что мне нафантазировалось в свободных ассоциациях под их нестройно-хаотический discharge. Хороши ли они? Вероятно. Атмосферны? О, да! Владеют ли гипнозом? Ещё каким! Стоит ли их слушать? Не имею ни малейшего понятия. Но диск красивый и даже очень. Колоритный.