ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Васи Бабаева "Тем, кого разрезал поезд"

28-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВАСЯ БАБАЕВ
Релиз
“ТЕМ, КОГО РАЗРЕЗАЛ ПОЕЗД”
Год
2020
Стиль
Rock / acoustic rock / bard rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Всем давно известно, что лучше всех играет блюз именно Вася, а вот человек, скрывающийся за таинственным псевдонимом Вася Бабаев, съел целую свору собак в умении писать душещипательные интеллектуальные баллады и на своём новейшем альбоме сразу же идёт с козырей прямо в первой же вещи, уверенно хватая быка за рога. Эта пронзительная балладность титульной вещи “Тем, кого разрезал поезд” и таких треков как “В этих руинах” или “Режим чёрного неба” действительно бьёт практически навылет и просто не способна оставить равнодушным даже самого взыскательного и скептически настроенного слушателя. Услышал первую вещь хотя бы мельком – наверняка захочешь послушать весь диск до самого конца, чтобы ненароком не пропустить ещё такой же шедевр или что-то, хотя бы отдалённо ему подобное.

Вася явно взрослеет и набирается опыта, но, кажется, не хочет признаваться в этом даже самому себе, и поэтому на альбоме по-прежнему ещё довольно много раздолбайских вещей вроде “Обычная и злая”, которые звучат как самый настоящий самодеятельный панк-рок пополам с шаманизмом The Doors и Grateful Dead. Намёки на психоделический атонал-авангард усиливаются в треке “Поцелуй меня в мозг” и особенно в финальном инструментале “Рок-музыка”, но в целом новейший альбом Васи скроен в точности по той же самой схеме, что и его ранние творения: немного лирики и сентиментальной глубины, немного разухабистой панковской непосредственности, немного экспериментов и хулиганства. Держаться какого-то одного из этих берегов Васе просто скучно, и он ёрничает и самовыражается на широкую ногу, экспериментируя вдаль и вширь.

Я уже говорил раньше, что нынешний Вася Бабаев похож на Егора Летова даже, наверное, больше, чем сам Егор Летов был на себя похож в свои последние годы, и сейчас могу сказать то же самое. А ещё в своём умении сплетать воедино смешное и серьёзное, глубокое и поверхностное, скорбное и стёбное он немало смахивает на Бориса Гребенщикова. Подача и нюансы звучания, конечно, совершенно иные, но в таком объединении противоположностей определённо есть своё сходство, и самому Васе явно очень нравится быть ироничным и улыбчивым даже в самых своих горьких и вроде бы не предполагающих такой внутренней усмешки композициях. На то ведь и панк, чтобы литературно обыграть и застебать даже Достоевского и Толстого с его Дубровским, и Вася Бабаев пользуется своими филологическими регалиями по полной.

Вася, конечно, не изобрёл колесо, вечный двигатель или мировую шестерёнку вроде той, что виднеется на обложке “Тем, кого разрезал поезд”, но развитие и эволюция на его новом диске всё-таки присутствуют. Инструментал его новейшей работы явно стал прогрессивнее и разнообразнее, The Doors и Grateful Dead близки, горячи и досягаемы как никогда, что определено есть показатель прогресса. И балладная “Режим чёрного неба”, и самая изощрённая и экспериментальная “Рок-музыка” отличаются повышенной музыкальностью, и звуков в них почти столь же много, как у Бетховена и Баха. Вася с восторгом бросается в пучину почти джазовых импровизаций, не боится затягивать проигрыши, и это ему очень идёт. От рок-н-ролла до свинга и рокабилли, и от минималистичных бардовских баллад до страшноватых полифоничных буреломов – альбом действительно крайне разнообразен и широк.

Другое дело, что мне всё равно тяжеловато вмещать в себя столь впечатляющее многообразие творческих личин исполнителя, а основной фактор, за который я люблю и котирую и ценю творчество Васи Бабаева, это всё-таки не аранжировки, не исполнительское мастерство и не оригинальность соло-партий, а его песни и богатые интеллектуальным гротеском тексты. Вася в первую очередь литератор, творец и стилист, и интересен он по большей части именно в силу данного обстоятельства. Атмосфера и аутентичность его творческого поиска потрясает воображение, сила его ментальной концентрации изумительна, и да, этот человек действительно в любом стиле и в любом творческом ампула остаётся собой и впечатляет всё так же сильно и прицельно. “Тем, кого разрезал поезд” – это всё та же отборнейшая муходоевщина, благодаря которой был всегда известен Вася, и каждому “мнимо упавшему со стула” она наверняка зайдёт.