ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на клип группы Smorodina "Вечер"

24-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SMORODINA
Релиз
“ВЕЧЕР” (Single + clip)
Год
2019
Стиль
Acoustic folk rock / dark folk / melodic folk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

В сети категорически мало информации по поводу данного коллектива, а в собственных сообществах Smorodina присутствует только максимально краткое и лаконичное “новый акустический фолк-проект”, однако причину тому вполне можно понять: имя Александры Сидоровой (Sky Too High, Рарогъ, Imperial Age, Zmey Gorynich) давно говорит само за себя, как и её голос, а потому в каких-то дополнительных представлениях её новая команда на самом деле не нуждается, да и стартовала Smorodina буквально только на днях – в качестве официального дня рождения коллектива заявлено 27 сентября 2019 года.

Smorodina не стали гнаться за оригинальностью репертуара и решили сделать упор на оригинальность аранжировок. Известнейшая народная песня, которую на заре своего творчестве успешно перепевали добры молодцы из Арконы, зазвучала в их исполнении пространно, таинственно и почти ритуально. Сильный и узнаваемый голос Александры парит над атмосферной акустикой инструментала, гипнотизирует и ведёт за собой, словно нить Ариадны, которая осталась последней и единственной надеждой отчаявшихся путешественников найти выход из сумрачного лабиринта.

Музыкальную составляющую актуального трека не назвать бедной или блеклой, но основное внимание в данном случае однозначно делается на голос – на мерные, гипнотические, влекущие и вновь и вновь раз за разом перебирающие одни и те же звуковые чётки вокальные переливы в исполнении Александры. Актуальная композиция Smorodina звучит так, словно тонет в густом октябрьском тумане, а где-то совсем рядом седые призраки печали вовсю ткут свою липкую паутину, и безвозвратное погружение в их сладкие дремотные сети является уже всего лишь делом времени, и не недель, часов и дней, а пары-тройки минут.

Конечно же, то, что исполняют сейчас собранные воедино под предводительством Александры фолк-странники-инструменталисты не является чем-то невиданным и вполне умещается в рамки давно обкатанных и отработанных такими фолк-светилами, как Очелье Сороки, Nytt Land, Wardruna, Hagalaz’ Runedance и Faun, но всё дело здесь в нюансах, и вот они-то как раз на самом деле и важны. Чуть больше вокальной свободы и больший упор на неё, чуть больше драматизма, эмоций и в то же время отсутствие какой-то явной динамики и однозначной акцентуации делают дебютный сингл коллектива заметным и интересным релизом.

Как говорит сама Александра, замысел и идея проекта состоит в совмещении сложных академических аранжировок, скандинавской и русской традиции и в других экспериментах вплоть до внедрения сложных гитарных эскапад в духе Blind Guardian. Конечно, такого экспрессивного гитарного шреда в актуальном номере не присутствует, но хор, множество инструментов, отсылки к Эдварду Григу и детальная проработка инстурментальных линий действительно позволяют ждать от этого проекта в будущем интересных свершений и необычных экспериментов и захватывающих путешествий по огненной реке (именно к этой реке отсылает название группы)

И да, клип тоже весьма интересен и довольно неплохо снят и срежиссирован. Традиционные для подобного направления природные локации умело оттеняются ритуальными и магическими фрагментами, контрастными (в том числе цветовыми) противопоставлениями и танцевально-шаманскими элементами, а в центре всего и вся – вновь фигура самой Александры, которая подобно её голосу в случае с аудио-версией трека, уверенно приковывает к себе внимание зрителя и рельефно выступает на фоне остальных образов, сменяющих друг друга по ходу развития сюжета видеоролика.

Мега-качественная работа со звуком и сведением в Slaughtered Studio, академический голос Александры и некоторая доля оригинальности в том, как разные элементы и аранжировки из разных жанров и культурных традиций соединяются воедино, обеспечивают новому проекту хороший старт, ну а в дальнейшем всё будет зависеть только от самих музыкантов и от их желания усердно, планомерно и серьёзно продвигать свой коллектив, работать над концепцией и над собственным материалом. Ну а то, выйдет ли у Smorodina стать отечественным аналогом Angelzoom, покажет только время.