ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Artfaina "Огневица"

13-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ARTFAINA
Релиз
“ОГНЕВИЦА” (EP)
Год
2020
Стиль
Progressive alternative metal /art metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Уже дебютный альбом этого интересного арт-объединения во главе с поэтессой Фаиной Мировой оставил у меня очень приятное и сильное впечатление, напомнив о том, что метал может быть не только развлекательным, но и по-настоящему серьёзным, художественным и философичным, однако кто бы мог подумать, что меньше чем через год после выхода “Связи Времён” ArtFaina смогут превзойти и преодолеть все свои прежние стандарты и достижения и выйти к новым рубежам словесности, искренности и вербально-музыкального воздействия на сознание своих слушателей. Невероятно, но факт: они смогли, они сделали и сейчас мы можем в этом убедиться.

Не так давно в сети появилось сообщение о том, что состав коллектива доукомплектован бас-гитаристкой Миланой и гитаристом Иваном Широковым, и стало ясно, что перемен в музыке ArtFaina будет тоже не избежать, однако основа творческих изысканий проекта осталась в точности той же самой – это достаточно жёсткий прогрессивно-артовый метал, на фоне которого Фаина читает свои поэтические произведения. Яркие, образные, ведущие глубоко вглубь подсознания строки Фаины великолепно сочетаются с изломанными, но всё равно очень мелодичными инструментальными пассажами, неожиданными сменами ритма и другими музыкальными и звуковыми нюансами.

А теперь об отличиях и нововведениях. В двух из представленных на EP трёх композициях Фаина читает уже не одна, а в дуэте с гитаристом Константином Отставновым, что внесло свою динамику на альбом и не могло не отразиться на стихах новейшего диска как таковых, добавив им объёма и специфики, характерной для ролевого исполнения. В финальном треке “Дым” аудио-арсенал коллектива дополняет своим горловым пением Игорь Лисимов, и вообще во всех без исключения композициях теперь ощущается что-то очень шаманское, хтоническое и ритуальное, что так привычно и характерно смотрится у Сергея Канунникова (Возвращение) и групп вроде Очелья Сороки, Рады & Терновник и Корни Озёр.

Этно-фолка, атмосферы и металла у современных ArtFaina примерно поровну, но та особая металлическая напряжённость и специфический тёмный настрой, которыми отличался первый диск команды, по-прежнему правят бал в их творчестве. Их треки не перебарщивают с агрессией или металлической однозначностью, легко и виртуозно обращаясь с образами, метафорами и бросаясь порой в совершенно непредсказуемые, почти мистические темы, однако подаётся всё это на сто процентов в духе хэви-метал и звучит очень жёстко, энергично и напористо, чему во многом способствует довольно низкий и уверенный тембр голоса Фаины.

Яркие, откровенные, исповедально-эротичные образы открывающей диск титульной вещи напоминают сумрачный скандинавский эпос, а форма выражения в данном случае почти авангардна, очень скоро выводя вокальные линии куда-то почти на речитатив и максимально ускоряя обрамляющие их гитарные соло. Пожалуй, именно эта композиция оставляет самое сильное и концентрированное ощущение и своими контрастными переходами, сменяющими друг друга по принципу “лёд и пламень”, ввергает слушателя в пучину странных, мистично-антиномичных переживаний на грани реального и нереального, кажущегося и очевидного.

Задумчивая, почти по-думовому меланхоличная “Чёрный лис” невероятно атмосферна и всё так же по-шамански ритуальна, а завершается всё жёсткой, предельно агрессивной и пружинистой “Дым”, где концентрация металлической энергетики данного EP доходит до предела. Каждая из новых вещей хороша и прекрасна по-своему, у каждой своё собственное настроение, и все они восхитительно целостные и словно уходящие за горизонт видимого и посюстороннего в мир железных цветов и стальных идолов человеческой непреклонности и каменной, несгибаемой воли к построению рукотворных столпов, и я так и не решил, какая из них мне по душе больше других.

Возможно, ход с этой быстрой a la речитатив читкой в первой вещи – не самое удачное и однозначное решение, но динамика трека и её страстное, багряно-пламенное развитие требовало чего-то такого, буквально не оставляя музыкантам и авторам вариантов, а в итоге вышло так, как вышло. “Огневица” получилась огненной и жгучей, какой, вероятно, и задумывалась, но переслушивать и возвращаться вновь мне всё-таки было приятнее к балладно-тоскующему “Чёрному лису” с его колкими, словно извлекаемыми из самых глубин израненной и скорбящей человеческой души осколками тоски, и к непреклонно качающему шаманско-металлическими обертонами “Дыму”.

Тексты ArtFaina прекрасны уже сами по себе, представляя собой отдельные произведения искусства, а в сочетании с такой блистательной авторской декламацией и с такой одухотворённой и адекватной музыкальной поддержкой, они как будто обретают ещё больше дополнительных граней, оттенков и скрытых смыслов, расцветая и раскрываясь в полную силу. По сравнению с материалом дебютного альбома коллектива “Связь Времён”, стихи стали более точными, точечными и прицельными, более конкретными и смелыми, разя сознание слушателя наотмашь и заведомо не желая слушать никаких возражений.

“Берега у ручья

Неверны и топки,

Расшвыряет листы

За тобой лисий хвост.

Аккуратно ступай в своём сне

И учти,

Наяву ты ступаешь по краю болот.

Осыпаясь с деревьев на мокрый песок,

Словно слёзы прощанья

Реальности сна,

Я к тебе не вернусь,

Слишком крепко ты спишь,

Черно-бурая след заметает краса...

И встаёт над водой

В человеческий рост,

И глядится

В прозрачные струи ручья,

Умывается белой, холёной рукой,...

И смеётся, ...

Тебе же теперь не до сна.”

(с) AftFaina – “Чёрный лис”

“Прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, воздвигни от одра болезненного и от ложа озлобления цела и всесовершенна” – молятся христиане об исцелении болезней и недугов, а ArtFaina, кажется, не только не страдают от своей огневицы, но и наслаждаются этой испепеляющей, не знающей жалости и успокоения одержимостью огненного безумия. Артовая обложка в лучших традициях Atrox и Madder Mortem, безукоризненная лирика и филигранное исполнение на грани совершенства и идеала делают этот короткометражный релиз одним из безусловных претендентов на лучший альбома месяца, и послушать его хотя бы раз или два нужно совершенно обязательно и абсолютно каждому.