ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Азон "Лайтс"

11-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АЗОН
Релиз
“ЛАЙТС” (EP)
Год
2020
Стиль
Punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Азон - это та самая группа, которая играет чуть утяжелённый панк в духе ранних подвигов NWOBHM и вот уже двадцать лет продвигает в массы свои мелодичные металлизированные хиты на стыке Sex Pistols, NOFX и ранних Iron Maiden. Я был почти в восторге от их альбома “Пока не выключат свет…” (2018) и до сих пор с удовольствием слушаю и переслушиваю хит с того диска “Всё равно”, на все сто и двести разделяя юношеский задор вокалиста группы Павла Захарова и его показную, нарочитую, но всё равно очень здоровскую и огненную воодушевлённость. Эти незатейливые, простые и даже примитивные, но всё равно такие мелодичные, эмоциональные и ядерные вещи просто невозможно не любить, ведь каждая из них это настоящий маленький гимн безбашенной философии вечных скитальцев и романтиков ранних панко-метал-сражений – в каждой из них есть что-то, что близко и знакомо абсолютно любому из нас.

Но зачем такой отвязной и хулиганской группе записывать акустику? Казалось бы, это нонсенс и глупость, а отказавшись от гитар, драйва и дисторшна, команда потеряет и всю свою харизму, но – только не Азон! Не случайно авторы говорят в предисловии о балансе на стыке десятков стилей, всё на самом деле именно так. Драйв, кач и напор никуда не исчезли, а вместо грязноватого и нестройного скрежета прежние хиты Азона засияли новыми красками, играя отголосками регги, фолка, кантри, рокабилли, регтайма, ритм-н-блюза, классического рока, всё того же перво-хэви-металла и ещё массы музыкальных жанров и направлений. Контрабас, туба, гармошка и традиционные для панк-рока акустические гитары и ударные пришли на “Лайтс” к идеальному взаимопониманию и в итоге выдали на гора, наверное, идеальный софт-поп-хэви-панк-манифест с великолепными мелодиями, отличными текстами и почти симфоническими аранжировками.

Когда-то на изломе тысячелетий Metallica, Scorpions и им подобные рок-гиганты первой величины экспериментировали, давая концерты с симфоническими оркестрами, а теперь Азон решили сделать что-то похожее, но всё-таки несколько другое. Массированно облегчить свой классический материал, добавить в него нехарактерных звуков, инструментов и новые эмоциональные нюансы с тем, чтобы посмотреть на себя и на свои песни с непривычного угла зрения – почему бы и нет. Вышло не просто здорово и интересно, а почти шедеврально. Даже эти типичные мейденовские гитарные пробуксовки “Всё равно” стали ярче и рельефнее, а смысл текстов выступил на первый план со всей своей прямотой, что теперь действует как инъекция молодящего раствора – как машина времени, переносящая каждого желающего в те далёкие и заветные 17, когда трава была зеленее, пиво вкуснее и небо выше.

На альбоме всего три композиции, это хулиганский эпик “После нас”, призывающий игнорировать ограничивающие скорость знаки и пакостить на детских площадках, уже упомянутая мной антивозрастная и противокалендарная “Всё равно” и, наконец, пронзительная, пробирающая до мозга костей “Незачем спешить” – тут просто нет ни места, ни возможности для блеклых и проходных вещей, а развивается EP по нарастающей: на первый взгляд бодрая и бунтарская, но на самом деле грустная и серьёзная, отдающая Оруэллом “После нас” сменяется задорной, чуть апгрейдившей свою текстовую составляющую “Всё равно”, а затем всё завершается уже откровенно глубоководной и откровенно чувствительной и даже романтичной “Незачем Спешить”. Если вы сомневались, что ершистые и колючие панки это просто последователи и друзья Питера Пэна с нежной и ранимой душой, которые отчаянно не желают взрослеть и терять свою искренность и детскую чистоту, сейчас самое время в этом убедиться.

Я во всём этом не сомневался никогда, да и с творчеством Азона уже был знаком, давно привыкнув к каждой из вошедших на диск композиций, но даже для меня новейший EP коллектива стал настоящим откровением. Эти песни в своей новой аранжировке действительно стали глубже и мощнее, они на самом деле заставляют задуматься о важном и вечном, и, чем дольше я в них всматривался, тем больше я видел, чувствовал и понимал. А про “Всё равно” надо бы сказать отдельно и особо. Как и любой, кто начинал слушать рок и метал-музыку на заре 90-х и недавно перевалил через возрастную отметку в 35 лет, но до сих пор не оставил своих прежних симпатий и увлечений, фронтмен Азона и автор этих строк, пронеся свою любовь к тяжёлой музыке через года, в итоге превратили своё увлечение в жизненную философию и начали видеть смысл и значение в каждом решении и в каждом, даже казалось бы бессмысленном действии. Пожалуй, именно таким “возрастным” и рефлексирующим олдскуллерам и адресован в первую очередь этот релиз, и именно они оценят и полюбят его в первую очередь.

Такой лайтовый и облегчённый вариант Азона понравился мне даже больше, чем оригинальный вариант звучания команды или, по крайней мере, не меньше. Конечно, в дисторшновом хаосе и отчаянной молотьбе мимо струн тоже есть своя радость и своё очарование, отрицать это просто невозможно, но в своём обновлённом акустическом амплуа музыканты показали себя с совершенно иной стороны и стали похожи на стильных рок-н-ролльщиков-авангардщиков, примеривших на себя роль музыкальных гендальфов и вознамерившихся в сказочной и ненавязчивой форме донести до детишек-хоббитов хотя бы часть приобретённого за годы странствий опыта. Давно знакомые и заученные наизусть песни засияли новыми гранями, обнажив невероятную глубину, и эта парадоксальная радостно-грустная иронично-серьёзная фолковость их новейшего EP действует теперь как взрыв сознания. Такие простые, кричаще-эпатажные и бунтарские, казалось бы, вещи теперь выглядят намного глубже и серьёзнее, и даже в голосе Павла как будто стало больше грусти, рефлексии и какой-то особой горьковатой тоски. Это действительно просто бомба, с удовольствием плюсую и рекомендую!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)