ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы DalekoNe "Кстати"

28-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DALEKONE
Релиз
“КСТАТИ” (EP)
Год
2020
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

О музыкальных и творческих притязаниях этой молодой московской команды многое может сказать уже обложка их дебютного мини-альбома. “Судите о нас не по красивым картинкам и глянцевым рекламным флаерам, а лучше уделите пару-тройку минут вашего драгоценного времени и вслушайтесь в наши песни” – как будто говорит эта простая как бандан за 15 рублей и жёлтая как свежевыкрашенная стена, где уже кто-то успел нацарапать хулиганского вида зверушку, обложка. Наверное, не самый эффективный и действенный ход в плане продвижения собственного творчества в эпоху перенасыщения социальных сетей музыкальными произведениями, но человек, уставший от бездушных перепродюсированных релизов, наверняка не останется равнодушным к такой обнажённой искренности, остановится и заинтересуется.

И что же он услышит? Смешать надрыв и антисоциальность Егора Летова с расслабленностью Боба Марли, лёгкой грустью шугейзовых готов вроде Молчатдома и попсовой непосредственностью Burito, вот и выйдет DalekoNe. Жёлтый цвет обложки EP можно расценивать как позывной, дающий людям “в теме” жанровый ориентир для составления представления о том, что же за музыка ждёт нас с вами на данном EP, и хотя это не совсем регги, в мироощущении музыкантов на самом деле очень много общего с растаманами и их философским восприятием действительности. Их песни меланхоличны и созерцательны, порой апатичны и даже депрессивны, но в этой буддистской атараксии и в сопутствующем ей акустическом минимализме есть особая прелесть.

Открывающая альбом “Вальс” на удивление отдаёт “древнерусской тоской хрустального захолустья” в стиле Б.Г. и романтична в точности как и его классические вещи вроде “Аделаиды”, “Моей звезде” или “Самый быстрый самолёт”. В этих угловатых, наивных и слегка инфантильных строчках очень много тепла, настоящей искренней симпатии и какой-то хипповской непосредственности. Всё в совокупности это звучит мило и трогательно, а лёгкие хрустальные колокольчики незадолго до выхода на финишную прямую добавляют какой-то почти нереальной, сонной и размытой поволоки. Простенькое гитарное арпеджио, немного нестройный и ломающийся голос вокалиста, винтажный настрой – всё это шаг за шагом погружает слушателя в атмосферу богемного уединения и совершенно особого уровня откровенности:

“Поворот, поворот, маленький алый рот,

Чуть приоткрыты глаза,

Три два раз, три два раз, пусть все глядят на нас,

Не отступаю назад.

И мне плевать, что вальс так не танцуют,

Да, мне плевать, что вальс так не танцуют.”

(с) DalekoNet – “Вальс”

“Автоответчик” более медитативен и в то же время по-растамански грубоват, что не могло не отразиться на построении стихотворных фраз лирики этого трека: они более отрывисты, коротки и лаконичны. Вообще текст в случае с DalekoNe всегда стоит на первом месте и, когда слушаешь их песни, перетягивает как минимум 90% внимания на себя. В каждой из композиций группы есть несколько фразовых фрагментов, благодаря которым лирику запоминаешь и начинаешь вслушиваться в дальнейшее повествование, не желая выключать эту вещь, а в итоге остаётся чувство удовлетворения и радости как от встречи с настоящими и не поверхностными стихами. Хотя назвать поэзию этой группы изящной, возвышенной или какой-то особенной вряд ли получится, но всё-таки что-то изящное и особенное в ней парадоксальным образом присутствует:

“Мой любимый художник, прошу Вас меня извинить,

Вы где-то в Париже, а я Вас не увижу.

Мой любимый помощник, прошу Вас мне перезвонить,

Вас нету на месте, а таблетки не действуют.

Так что я оставлю своё сообщение на автоответчике, делать нечего,

В ожидании ответа буду себя бичевать до самого вечера, до цирроза печени”

(с) DalekoNet – “Автоответчик”

Расслабленная “Останешься” похожа на позитивную и благостную медитацию, что особенно интересно в сочетании с ироничным текстом (“Не ищи в квартире моей порошок, я спрятал его хорошо, знаю точно, для тебя это шок, но даже твой пёс его не нашёл, можешь даже не искать под ковром и даже не лезь в диван, все мои проблемы оставь на потом, я разберусь с ними сам”), что воспринимается в духе артхаусных французских фильмов про творческую молодёжь и интеллигенцию, а завершающая EP “Баюн” – это настоящая психоделическая колыбельная, которая навевает сон и расслабляет не хуже звуков природы и тематических сборников, специально предназначенных для этих целей. В этой вещи удивительным образом появляется даже что-то от поздних Pink Floyd времён концертника “A Delicate Sound Of Thunder и “Division Bell”.

Очевидно, что “Кстати” это только одна из возможных творческих модификаций данного проекта, и он способен звучать совершенно иначе – с момента выхода релиза не прошло ещё и двух месяцев, а ребята уже успели записать и выложить у себя в сообществе ВКонтакте пару треков, которые имеют не так уж и много общего с материалом данного EP. Злободневная вещь “Самоизоляция” оказалась невероятно лиричной и нежной, даже сентиментальной, а размашистый минимализм трека “Свет” вплотную подгребает к берегам авторской песни и глубокомысленных бардовских изысканий вроде тех, что так любят Александр Щербина и Василий К. В этом плане материал с EP более богато аранжирован и многослоен (на манер всё тех же Pink Floyd или, скажем, Radiohead), а вокальные дорожки сложнее и изящнее, как у Бурито.

У меня от дебютного EP DalekoNe осталось чувство, весьма похожее на то далёкое и давнее настроение, которое бродило в сознании, когда я в первый раз открывал для себя “Над пропастью во ржи” Сэлинджера. Простота, очевидность, юность, поиски себя, жажда истины пополам с путаницей в сознании и с тотальным непониманием себя и своего предназначения в этом мире, проблемы, радость, гнев, высокое, низкое и посредственное – всё сплетается здесь в единый клубок, но не мельтешит и не снуёт под ногами радостным Тузиком, а неспешно распускается рассветным васильком, разливается багровым закатом и стучит дождевыми каплями по крыше. Регги – это прежде всего состояние ума, и можно быть растаманом, в общем-то и не зная ничего про Джа и Расту, интуитивно. Именно так и произошло в случае с DalekoNe. И кстати: произошло далеко не так плохо. DalekoNe tak ploho. “Кстати”.