ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Severed Hand "На краю мира"

30-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SEVERED HAND
Релиз
“НА КРАЮ МИРА” (EP)
Год
2019
Стиль
Death metal / doom metal / doom death metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Давно прошли те времена, когда кого-то можно было удивить или заинтриговать female-fronted дэт-металлом, но питерская группа Отрубленная Рука со своим дебютным мини-альбом, кажется, намерена слегка подкорректировать это положение дел. Ребята не стремятся переплюнуть в брутальности Merlin или Sinister, не намерены подражать дэтовой трэшевости Uppercut, а комбинируют техничный среднетемповый дэт-метал с мелодичным думом, что в итоге смахивает то на ранних Paradise Lost, то на таких же ранних Novembers Doom, а то ещё на кого-то.

Интересно, что основа данного музыкального винегрета это именно техничный дэт, а русскоязычная лирика тоже следует в русле дэтовых стандартов, в то время как думовые фишки аккуратно складываются сверху словно поленья для жаркого и прожорливого костра, на котором нынешним вечером кого-то собираются сжечь. Вокал Марии Nocheru утробен и мрачен, умудряясь звучать очень по-думовому – не злобно, не агрессивно, не яростно, а именно грустно, задумчиво и обречённо.

Много мелодичных гитар, интересные смены ритма и темпа, а порой и вовсе удивительные фишки вроде обилие “железа” в раннем треке коллектива под названием “Соглядатай” звучали интересно, а в итоге перед слушателем раскрывалась весьма симпатичная и причудливая, и в то же время очень даже олдскульная картина, где то и дело проскакивали фьюнерал-аллюзии и эпичные авангардные зарисовки (“За час до рассвета”), а инструменталисты даже не пытались скрывать своих жарких симпатий в отношении прог-дэта и техно-трэша.

В той же “За час до рассвета” (особенно в коде) Severed Hand как будто забывали о том, что решили играть дэт, и с головой окунались в неспешные и глубокомысленные гитарные ковыряния, напомнившие мне такие славные команды прошлого как Last Descendants, Anacrusis и Despair. Звук менялся, саунд становился ещё более проговым и прозрачным (насколько это вообще реально и возможно в рамках олдскульного дум-дэта), а упадка и грусти в плане задействованных сегментов эмоционального спектра становится больше.

Но всё это в прошлом. На своём актуальном трёхтрековом EP авторы стали более собранными, сконцентрированными и целостными, напоминая то этнику Amorphis и Deva Obida (“Холодные дни”), то Godgory (“Ойкумена”), а то и Paradise Lost времён их диска “Shades Of God” и отчасти “Gothic” (“Рассвет”). Музыканты изрядно подтянули свои композиторские навыки, добавили суровых дэтовых прогонов и перестали злоупотреблять прог-инсинуациями, что им однозначно пошло на пользу и наверняка расширит потенциальную аудиторию релиза.

Своей визитной карточкой и самым достойным творением в рамках Severed Hand сами музыканты считают трек “Рассвет”, на который они сняли и презентовали буквально пару дней назад атмосферное лирик-видео. Именно эта вещь является самой хитовой, простой и дэтовой в их сегодняшнем репертуаре, и начинать знакомство с творчеством состава действительно можно с данного ролика (кроме того, вам не придётся напрягать слух и пытаться с помощью фантазии домыслить те фразы и слова, которые плохо различимы при чисто аудиальном восприятии).

Истоки и корни Severed Hand уходят вглубь истории и просматриваются где-то вплоть до 2008 года или даже раньше, когда основатель и основной автор коллектива Сергей Берков начал выкладывать на суд общественности свои познавательные зарифмованные идеи в русле “вегетарианского грайдкора” (“грайнд в письменной литературной форме”). И кстати, рецензируемый сейчас EP вполне мог бы иметь совершенно другое название, а именно “О наболевшем”, поскольку насквозь литературен, метафоричен и выстрадано-глубок.

Как и полагается пробе пера, “На краю мира” ещё довольно сыр и неидеален, хотя и намного более импозантен, чем раннее творчество команды, а довольно специфичный фоново-разреженный вокал, а также несколько угрюмый подход к сочинению своих треков явно помешает Отрубленной Руке составить адекватную конкуренцию Arch Enemy или давно оставившим идеи внедрения женского гроула в дэт-метал голландцам из Sinister, но олдскуллеры и фанаты старорежимного дэт-дума наверняка порадуются и, вероятно, даже будут в восторге.

Я сам в начале 90-х с огромной радостью, а порой с упоением и восторгом слушал, искал и невероятно котировал группы вроде Zelator (одна из первых отечественных русскоязычных дэт-дум-групп, кстати), Disinter Dead, Мёртвая Весна, Winter и иже с ними, а “грустный” гроул команд вроде Phantasm казался мне невероятно сильной и впечатляющей находкой. Если вы можете сказать о себе что-то в таком же духе, то не теряйте времени и срочно знакомьтесь с дебютным творением питерских философствующих вегетарианцев и берите Severed Hand на заметку!

Конечно, с упомянутых мной только что пор утекло много воды, но группы вроде Dusk, Humanity Zero или Abysmal Growls Of Despair всегда очень вовремя поднимали то и дело выпадающее из склонных к рефлексии и имеющих привычку быть отрубленными рук первопроходцев жанра знамя, и поднимали его на необходимую для того, чтобы быть адекватно обозреваемым, высоту. Вот и Severed Hand решили пополнить легион рефлексирующих пессимистов-экпериментаторов и узаконили свои притязания с помощью предлагаемого нам с вами мини-альбома. Ценим и знаем!