ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Воленс-Ноленс "Вдох"

25-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВОЛЕНС-НОЛЕНС
Релиз
“ВДОХ” (EP)
Год
2019
Стиль
Alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Мурманск

Мне ни разу не доводилось бывать в снежном заполярном Мурманске, но те отзывы, которые я слышал об этом городе (серый, мрачный, неприветливый, etc.) и музыка тех групп, которые обитают в тех широтах (одна из местных мурманских тяжёлых команд даже взяла себе говорящее название в честь родного города – Town Tundra), оставляли очень определённое и характерное впечатление. А теперь представьте мой поток ассоциаций, когда я услышал, что в Мурманске появился коллектив, который играет нечто в духе прекрасных и великолепных Guano Apes, но со своей северной спецификой. Это действительно было многообещающе и громко.

Предчувствия и предвкушения не обманули – группа со странным названием Воленс-Ноленс играет утяжелённую сибирскую альтернативу с грозовой атмосферой. Самые эпичные, серьёзные и многослойные треки Сандры Назич и её состава вроде “Maria” нашли своё интересное русскоязычное воплощение и продолжение в творчестве мурманских альтернативщиков, и звучит их дебютный пятитрековый EP по-настоящему эпично и мощно. Меланхолия, драйв, глубокомысленные тексты, зажигательные припевы и другие противоположности легко уживаются в парадоксально-экзистенциальном жанре “воленсов-ноленсов” и выглядит это очень по-русски.

Наверняка Достоевский и Пастернак оценили бы такой материал и даже, возможно, прикупили бы себе по футболке мурманского коллектива, ведь темы в своих песнях участники коллектива поднимают серьёзные и философские, экзистенциальные. Конечно, не обошлось без влияния самых серьёзных и смурных отечественных female-fronted-альтернативщиков из Tractor Bowling, но Воленс-Ноленс не подражают своим старшим товарищам, а копают в самую глубь, обращаясь по совету Козьмы Пруткова к самой сути проблем, к их корню, попутно старательно совершенствуя и усложняя новыми элементами свою собственную формулу зимнего альт-рока.

Прохладное дыхание меланхолии, прозрачные колокольчики безысходности и жёсткие грузно-неповоротливые риффы встречают слушателя уже в открывающей диск “Не Бойся”, и эта среднетемповая вещь служит прекрасным введением в мир призрачных ландшафтов северян. Более быстрые, энергичные и рваные интонации слышатся во второй песне “Самая Малость”, но холода и заиндевелых морозных узоров в этом треке не становится меньше – они причудливо вплетаются в экспрессивный драйв команды и возвращают атмосферу композиции в льдистый alma mater, планомерно переводя стрелку воображаемого термометра на -10, -20, -30, -40 и далее по Цельсию.

Я был почти уверен, что на альбоме найдётся место хотя бы для одной чуть более тёплой и простой композиции, но ни третья по счёту стремительно рвущаяся навстречу горизонту “Слушай”, ни самая жёсткая, тяжёлая и контрастная, эпизодически речитативная и злая “Выдыхая Мечту”, ни финальная, то мечтательно опьяняющая, то бесцеремонно отрезвляющая “Герда” не приносят каких-то значительных климатических перемен, и на всём протяжении звучания этого пятитрекового мини-альбома мы будем всё так же скитаться по ледяным гротам владений Снежной Королевы, наслаждаясь мощным голосом синеволосой вокалистки Воленс-Ноленс.

Как часто мы, рецензенты и критики, жалуемся на то, что в творчестве той или иной группы недостаёт местного колорита и этно-гео-особенностей, ну вот, хотели, желали – получите, возрадуйтесь: у Воленс-Ноленс арктического мурманского севера более чем достаточно, и узнать их стиль, однажды попробовав его на вкус, будет совершенно несложно. Может быть, до резкости и прицельной хитовости музыкально-лирических попаданий Guano Apes и Tractor Bowling им ещё далековато, но свой собственный индивидуальный почерк авторы нащупали уверенно и, безусловно, так просто отказываться от него не станут.

Мне понравились яркие лирические образы в текстах команды, понравилась их разноплановость и ненавязчивые отсылки к Сандре Назич в голосе Натальи Витлиф, а обращение команды к сказочным архетипам и в частности отсылки к Герде Ганса Христиана Андерсена в последнем треке это просто блестящая находка. Хочется верить, что музыканты продолжат творчески эволюционировать в том же направлении и в скором времени представят нам свой полноформатник с более выверенным, продуманным и зрелым вариантом такого портово-северного холодного экзистенциального рока, с которым было бы впоследствии так легко и приятно ассоциировать их родной Мурманск.