ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы What For? "Ганнибал у ворот"

02-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
WHAT FOR?
Релиз
“ГАННИБАЛ У ВОРОТ” (EP)
Год
2021
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Как известно, философом становишься, когда разум охватывают удивление или сомнение, но для того, чтобы стать философом настоящим, а не липовым (сейчас, кажется, принято вместо слова “липовый” говорить “фейковый”?), нужно обладать достаточным мужеством, чтобы не побояться выглядеть глупым, нелепым, не знающим чего-то и вообще попадать впросак раз за разом, ничего с этого не имея, и лажать – громко и страшно лажать. Кто в наше прагматичное время решится на такое? А ведь питерская группа What For? занимается в точности этим самым вот уже почти десять лет, и смелости с безрассудством им явно не занимать!

Сначала они бродяжничали и странствовали в лучших традициях Экхарта Толле и древних анахоретов, старательно обходя официальные релизы и качественную альбомную запись стороной, в 2015 году так и вовсе распались, но в конце концов всё-таки нашли в себе силы собраться с мыслями и вернулись со своим первым и единственным за девять лет мини-альбомом “Ганнибал у ворот”. И здесь можно было бы вспомнить героя “Молчания ягнят” или гениального предка Александра Сергеевича Пушкина, но обложка EP конкретна и не особо оставляет нам простор для фантазии, отсылая к урокам истории.

Ганниба́л Ба́рка (247—183 до н. э.) — карфагенский военачальник. Считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн – читаем мы на пыльных страницах такой же пыльной энциклопедии, и упоминание этого воинственного персонажа из древности вновь как будто само собой наводит на мысли и воспоминания о философах, мыслителях, парадоксах, апориях, антиномиях, а также бочках, лампах, остротах и прочих подвигах Диогена.

“Хороши у немцев выходят башмаки, а у русских зато хороши народные пословицы и поговорки” – заметил как-то ещё один замечательный философ В. В. Розанов, а музыканты What For? в лучших традициях скитающихся мыслителей-правдорубцев точно так же симпатизируют афоризмам, крылатым выражениям и пословицам (как они ещё название альбома не написали на латинском – на латыни, как известно, что ни сочетание слов, то крылатый афоризм), и предлагают каждому слушателю самостоятельно разобраться с тем, какой смысл был заложен ими на диск и расставить в нужном порядке используемые ими цитаты (про Г.Барка забудьте – он ни при чём).

What For? не боятся признаваться в том, что у них нет никакого ясного понимания по поводу того, кто они такие, зачем занимаются музыкой, что играют и чего хотят, но они ищут, заставляют серое вещество у себя в подкорке активно фосфоресцировать и вообще всерьёз озабочены поисками смысла и осмысленности. И да, эта группа с гордостью и с удовольствием продолжает те славные традиции отечественного русскоязычного рока, которые состояли в том, чтобы петь о важном и значимом, развиваться, вскрывать наличествующие в мироздании закономерности и вообще не быть идиотом.

Их соло и риффы просты как дважды два, а в вокальных вибрациях достаточно претенциозных, пророческих и мессианских интонаций, благодаря которым классический русский рок так котировали и уважали в своё время на западе, и всё это со своеобразной хитовостью последнего издыхания, которую столь беззастенчиво использовали все от Моррисона и Кобейна до Кинчева, заставляя нас внимать себе с открытым ртом. Они похожи на всех или почти на всех и в то же время не похожи ни на кого, и в этом тоже их особая изюминка и их сила, а элементарная запоминаемость их мелодий кажется идеальным плацдармом для высоких идей и размышлений.

Они играют классический русский рок, но делают это так резко, громко и на таких перегруженных дисторшном гитарах, что по драйву и энергетике финальный результат вплотную приближается к гитарной агрессии гордых металлических патриархов. Как будто Башлачёва позвали вокалистом в 99%, а в это время мимо проезжали на репетицию Тяжёлый День, где-то потерявшие Бажина, или у Чёрного Обелиска времён “Ещё Одного Дня” на вокале Александр Непомнящий или кто-то вроде него. И это похоже на самые жёсткие и самые претенциозные группы 70-х с их вызовом и шармом. Как Iron Butterfly, Led Zeppelin и Blue Cheer, но про то, что волновало Достоевского.

Как известно, все люди делятся на читающих и не читающих, и What For?, будучи представителями первой группы человеческих индивидуумов, решили обратиться к своим собратьям по разуму, предпочитающим шелест книжных страниц всем иным и прочим радостям жизни. И ведь их думающий рок наверняка придётся по душе тем, кто в 90-е рефлексировал бы под Г.О., Янку или А.Непомнящего, а в наше время котирует Урсус или Agenda. Да, кстати, с Урсус наши герои из What For? даже выступали на одной сцене и запомнили друг друга, и что это как не родственность душ и не начало нового тренда осмысленного и литературного рока, который спасёт и реанимирует некогда славные традиции?

Сам по себе интеллектуальный и записанный с ориентацией на метафизические горизонты рок не такая уж и невидаль, но What For? при всей своей осмысленности и интеллектуальности ещё и однозначно оптимистичны. Никого давно не удивить пиром во время чумы, но светлый и последовательный исторический оптимизм (пусть и скрытый под залежами не самых оптимистичных и светлых образов) – это штука из совсем другой оперы, и вот такого в наше время уже почти не найдёшь. Метафоры, загадки, кроссворды-шарады, универсальное и элементарное – пожалуй, эти ребята действительно редкие птицы, а их “Ганнибал у ворот” – это что-то новенькое, подтверждающее извечный тезис о том, что всё новое – это… ну, вы знаете.