ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом Саша Ртуть "Пьяные клавиши"

16-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
САША РТУТЬ
Релиз
“ПЬЯНЫЕ КЛАВИШИ” (EP)
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Вот и вокалистка кажется ещё вчера пребывавшей в ранге начинающей и нащупывающей свой собственный уникальный стиль группы Ртуть Александра aka Саша Ртуть, дошла до выпуска собственного сольного альбома. Пусть пока это не полноценный лонгплей, а только EP, но сам факт красноречиво говорит сам за себя: Саша Ртуть теперь официально стала автономным медийным персонажем и окончательно переросла амплуа известности только лишь в формате вокалистки группы Ртуть. Если прошлую осень поклонники коллектива встречали под звуки и мелодии забористого “ртутного” хита “Очень осень”, а попутно наслаждались красочным клипом, то сейчас любимые музыканты предлагают им делать это под песни с сольного диска Александры, но равнозначная ли это будет замена? Сейчас посмотрим.

Шаманское интро старательно запутывает следы, стараясь нагнать максимум туману и таинственности, но вот уже звучит песня “Атакую” и прогрессивная инструментальная этника там тоже играет далеко не последнюю роль. Ангажированные Александрой Роман Шатохин (гитара), Евгений Пономарёв (клавиши) и Альберт Потапкин (ударные, бас) очень интересно смешивают поп-джаз и расслабленное этно с намёком на прозрачный арт-рок, а вот вокальная манера и тексты Саши Ртуть особых изменений не претерпели. Хотя да, тексты стали чуть интимнее и доверительнее, атмосфера в целом потеплела и, сильно накренившись, почти вышла из сферы влияния прямолинейных рок-ритмов, но вовремя одумалась и вернулась-таки обратно, о чём спешит сообщить нам трек “Три квартала”.

Материал, представленный на альбоме “Пьяные клавиши”, это по-прежнему рок, но рок прогрессивный, свободный, хулиганский и почти авангардный. Широчайший спектр влияний, где можно увидеть и Нору Джонс, и Алёну Свиридову, и группу Колибри – это тот самый фундамент, на котором базируется сольное творение вокалистки, а что касается авангарда и шумного джемующего свинга, то их вдоволь в жёсткой вещи под названием “Карма”. Рок-н-ролльная дерзость, дисторшновая шершавость, поп-доступность и фривольные джазовые импровизации затейливо переплетаются друг с другом в этом парадоксальном кабаре-эксперименте, а голос Саши очень эффектно и интересно звучит в компании с такими необычными аранжировками. Кто-то говорит, что усидеть на двух стульях невозможно, но вот перед нами обнажённый поп-рок с музыкальными амбициями уровня Jethro Tull и King Crimson.

Тяжёлая полубаллада “Пришла убить” в должной мере мечтательна и протяжна, а неожиданные текстовые повороты в лучших традициях ваших любимых триллеров добавляют ей ту самую порцию перца и резкости, благодаря которым эти самые триллеры так приятно и не скучно пересматривать снова и снова. Ну а разгадка и ключ к пониманию релиза кроется в финальном номере, уже название которого говорит само за себя – “Весна”. Даже сейчас в разгар осени можно жить весенними чувствами и наслаждаться вечному цветению вечнозелёной и вечно-юной листвы, если у тебя в душе радость, любовь и мечта – словно напоминает нам исполнительница заключительным треком со своей первой сольной пластинки, и ведь этот альбом для неё это тоже новая весна, новое начало, новая ступень собственного творческого и художественного становления.

Зачем стоило записывать и издавать “Пьяные клавиши”? Хотя бы из тех соображений, из которых Хелена Микаэльсон некогда запустила свой женский дневник (“A woman’s Diary”) под вывеской совершенно самостоятельного и ни к одной из её групп не относящегося проекта Angel или Шарон ден Адель организовала My Indigo. Вот точно такая же дневниковость и бьющая навылет откровенность отличают сейчас и “Пьяные клавиши”. Альбом у Саши Ртуть вышел жёсткий и драйвовый, но в то же время невероятно разнообразный: в нём нашлось место и для экспериментов (взять хоть намёки на речитатив и вокальные хулиганства “Трёх кварталов”), и для традиционных “ртутных” мелодий, и для нежных баллад, и для прямолинейных рок-фузов, но основное настроение пластинки это всё-таки свежесть и поиск себя. И вышло свежо. Быть может, именно такой витаминно-музыкальной инъекции вам не хватало этой осенью, чтобы избавиться от меланхолии в стиле “очень осень”?

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год