ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на сингл Bojena "Я Не Умру"

13-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
BOJENA
Релиз
"Я НЕ УМРУ" (Single)
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Если у вас есть сомнения по поводу того, что настоящий классический рок всегда, вчера, позавчера и даже в 2019 году живее и актуальнее любого другого жанра, вы наверняка ещё просто не слышали то, что делает Божена Войцешевска – невероятная исполнительница, которая сама пишет песни, продумывает концепцию, продюсирует свой материал и вообще держит все бразды правления в том, что касается музыки и её представления, в своих собственных руках. Польские корни позволяют певице обращаться с риффами, мелодиями и русскими словами так, что привычное и знакомое предстаёт в совершенно ином свете, а простое и безыскусное оказывается окружено таинственным, притягательно-волнующим ореолом.

Конечно, это просто рок, но рок такой, что от его звучания приходишь в восторг, а никакой надобности в каких-то дополнительных приставках вроде “инди”, “пост” и тд просто не возникает. Божена очень чётко, всесторонне и убедительно показала, каким разнообразным может быть этот самый классиче6ский рок, появившийся ещё в шестидесятые годы прошлого столетия, на своём недавнем полноформатном альбоме “Серебряные пули”, который без преувеличения можно назвать одним из самых ярких и интересных релизов текущего года, однако после выхода пластинки певица отнюдь не стала почивать на лаврах и предаваться меланхолии – 7 мая вышел ремейк её ранней песни “Я запуталась”, а 27 мая в сети появился очередной сингл - “Я не умру”.

Если в первом случае вниманию слушателей предлагалась энергичная, эмоционально насыщенная и очень напористая вещь, то сейчас перед нами совершенно иной по настроению и по атмосфере номер: тёмная, неспешная, даже философичная композиция с серьёзным текстом и горьковатыми полынными нотками размышлений о вечном и неизбежном. Сама Божена признаётся, что данный трек был написан для альбома “Серебряные пули”, но в итоге не вошёл на диск по причине своей серьёзности и специфичности тематики. Живой, эпатажный, критически и даже агрессивно настроенный по отношению к “оборотням в человеческом обличии” стиль “Серебряных пуль” просто не предполагал таких глубоких, личных и категорических откровений.

Певица взяла блюз, неисповедимую пронзительную тоску русских романсов, посмотрела с интересом в сторону прог-рока и написала песню, которая звучит как небольшой религиозно-философский манифест с хорошей, достаточно разнообразной гитарной работой, на фоне которой её узнаваемый сиплый голос выглядит ещё более выигрышно, чем в задиристых эпатажных боевиках. Лунная полночная тоска и робкие проблески надежды переплетаются в таком тесном диалектическом единстве, что разделить их практически невозможно, а намёки на винтажный пёпловско-юрайхипповский орган здесь как нельзя более кстати и своеобразно дополняют выбранную тему, делая жест в сторону величественно-готических месс.

Я всегда с особой симпатией относился к польским группам, будь то готические Artrosis, Moonlight, Delight, Closterkeller, Fading Colours или более традиционно роковые и металлические Kat, Vader, Darzamat и Lux Occulta, у поляков неизменно выходил очень оригинальный, интересный и даже уникальный материал на стыке славянской раздольной душевности и европейской рациональности. То же самое можно сказать и про творчестве Божены, которая принесла на нашу сцену нечто абсолютно свежее и невиданное. Сложные, даже вероятно чрезмерно усложнённые аранжировки, близкие к народным и этническим мелодии c привкусом особой западно-славянской мистики в совокупности создают очень редкий и мощный коктейль.

Обратившись к вечной теме, которую поднимал ещё Шекспир, а затем громогласно развивал Высоцкий, Божена тоже мечтает не умереть, а лишь уснуть, а пока этого не произошло яростно, напряжённо и неистово утверждает и всемерно возвышает жизнь как таковую, неизменно соскальзывая в столь характерную для себя чувственность и эротику: “Может просто глядя на луну, теперь я не умру, а лишь усну. Я не умру, даже сто лет не убедят меня в обратном, выхода нет. Я буду жить тысячу лет, тысячу зим с тобой одним, другого нет”. Впрочем, эротичность перманентно присутствует в голосе и манере пения вокалистки даже когда в тексте не поднимаются соответствующие темы, и в этом плане “Я не умру” тоже не стала исключением, в очередной раз подтвердив слова философа Бердяева о том, что женщина как таковая эротична всегда и во всём, поскольку стихия пола составляет её сущность и природу.

Трек вышел очень ровным (насколько это вообще возможно с порывистым, словно сотканным из противоречий и диаметральных полярностей характером Божены), линейным и меланхоличным, но та особая кипучая экспрессия, которой было так много на альбоме “Серебряные пули” и в недавнем сингле “Я запуталась”, ощущается и видна в песне совершенно невооружённым глазом. Конечно, это только затишье перед бурей, и неуёмный бунтарский темперамент певицы вряд ли кто-то или что-то сможет переделать, но “Я не умру” очень явно даёт понять, что вечные “проклятые вопросы” вокалистке не чужды, а в музыкально-стилистическом плане ей вполне доступны и подвластны высоты “Back To Black” Эми Уайнхаус и “See You On The Other Side” Оззи Осборна. Что тут сказать, быть может Божене стоило бы снять стильный чёрно-белый клип на эту вещь, и тогда мы все стали бы свидетелями того, как история повторяется?