ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Eyes To See "Hand To Mouth"

13-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
EYES TO SEE
Релиз
“HAND TO MOUTH” (Single)
Год
2020
Стиль
Alternative metal / progressive metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Белгород

У этой белгородской команды на первый взгляд странное и даже парадоксальное название, но если вы вдумаетесь в само его звучание и формулировку, то оно вам уже не покажется таким уж самоочевидным и нарочито гротескным, да и крылатое “имеющие глаза чтобы видеть” явно намекает на то, что многие из наших современников и соотечественников используют свои природные оптические приборы не по самому прямому их назначению. Ассоциативный ряд и возникающие в этой связи мысли явно намекают на то, что не стоит искать радости и веселья в музыке группы с таким названием, и это на все сто процентов так. Одиночество, беспросветность, разъедающая мозг изнутри и изнуряющая душу рефлексия, философские парадоксы и ядовитые ментальные испарения бессмертных цитат великих гениев прошлого – всё это про Eyes To See, которые играют умно и мудро, а поверхностностью отнюдь не страдают.

Кстати, некоторое время назад состав этой группы действовал и творил в рамках своего стороннего проекта Seelenstaub, и я в 2016 году написал достаточно красноречивую и восхищённую рецензию на их дебютный альбом “Full Circle”, проводя параллели к The Gathering, The Cranberries, Cardigans и даже к Anathema, однако затем белгородцы вернулись к своему первоначальному имени, под которым в 2013 году они реализовали свой первый EP, и теперь продолжают свой путь как Eyes To See. Интересно, что их первые демо в качестве Глаз Чтобы Видеть были очень жёсткими, драйвовыми и металлическими, смешивая чистоголосые распевки вокалистки Ольги Комаровой и её же экстрим-вокализы на грани с бескомпромиссным гроулом, что напоминало гремучую смесь из Alas, Echoes Of Eternity, Madder Mortem, Atrox и даже группы Death.

Когда дело дошло до EP они стали чуть сдержаннее и меланхоличнее, но свою техничность и вдумчивость не растеряли, а сейчас спустя три с половиной года полного затишья и некоторых кадровых перестановок снова возвращаются на сцену. Своеобразный альтернативно-авангардный прог-метал Глаз особых изменений не претерпел, разве что только бас чуть сильнее вышел на первый план, а в вокальных интонациях Ольги стало больше надрывных аллюзий к депрессивным балладам Guano Apes и к их же фантасмагорическим текстовым фантазиям. Собственно, если сильно не присматриваться к нюансам и не копать вглубь, можно принять “Hand To Mouth” за такую прифанкованную прог-альтернативу, но на деле всё здесь намного интереснее, многограннее и сложнее.

Прозрачный звук и продуманные, драйвово-изобретательные структуры треков выдают родство между современными Eyes To See и тем что Эрик Рутан делал с Мартиной Хорнбахер-Астнер в рамках своего проекта Alas, однако меланхоличный глубины здесь ещё больше, и она так прозрачна и притягательна, что утонуть в ней можно, даже не делая ни шагу навстречу, а просто направив свой взгляд в её сторону. Смотришь, видишь, проникаешься, растворяешься, тонешь, забываешь обо всём на свете – такова логика развития событий, если вы слушаете “Hand To Mouth”, и у вас уши чтобы слышать, а не просто дешёвый китайский слуховой аппарат, от которого толку как от козла молока. Эта музыка глубока и художественна, и в этом её основная сила и особая, ни на что не похожая прелесть.

Бывают аттракционы интересные, бывают аттракционы страшные, а бывают такие, катаясь на которых ты вдруг понимаешь, что стремглав летишь в кроличью нору, куда за час или два до этого провалилась Алиса Льюиса Кэрролла. Не зря в тексте “Hand To Mouth” участники Eyes To See сами проводят параллель между некоторыми жизненными ситуациями и американскими горками – их музыка почти так же резка и непредсказуема, как разогнавшийся до максимальной скорости и вдруг потерявший управление роллеркоастер, когда всё идёт совсем не так, как должно, чем больше хочешь, тем меньше получаешь, а единственное что есть и осталось – это скорость, драйв, адреналин и бесконечное мелькание мушек и разноцветных, стремительно сменяющих друг друга пейзажей у тебя в глазах. Тут только и остаётся сказать: “остановите Землю, я сойду”.

Ну а что касается чехарды с названиями, то тут всё более чем понятно и логично: Eyes To See – это арт-прог-альт-метал, а Seelenstaub – таки арт-рок. Во втором случае три с половиной года назад нам предлагалась чистая меланхолия и дремотный инди-лаунж-саундтрек, а Eyes To See исполняют всё-таки намного более драйвовую, ритмичную и тяжёлую музыку, где металла и экспрессии порой очень даже немало. Я сам так и не смог окончательно определиться, какая из творческих ипостасей этих одарённых музыкантов мне ближе, понятнее и роднее, но то, что они обе хороши и прекрасны это факт. Seelenstaub – это затишье перед бурей, а Eyes To See – это сама буря, взрыв энергии, ядерный коллапс, в огне которого страсти раскаляются до предела и жгут сознание и разум в бушующем вихре из грома и молний.

Если вы думаете, что улыбаются только глупые люди, а Достоевский и Кафка вами воспринимаются как полноценный обед с витаминами, минералами и микроэлементами, то “Hand To Mouth” и вообще творчество Eyes To See вам должны понравиться. Говорят, что умные и думающие люди не столько ищут уединения, сколько избегают создаваемой дураками бессмысленной суеты, и если у вас что-то ёкнуло сейчас от этих слов, то актуальный сингл и в целом то, что делают Eyes To See и Seelenstaub, точно для вас. Хочется расслабиться и неспешно дрейфовать по волнам сонной апатии – слушайте “Full Circle”, появилось желание пройтись с рюкзаком куда-нибудь по следам Льва Толстого – имеет смысл загрузить в плеер треки авторства Eyes To See, и они наверняка сделают любой вашу прогулку интереснее, приятнее и разнообразнее.

“Hand To Mouth” – далеко не самая хитовая или разнообразная вещь в арсенале Eyes To See, но, пожалуй, самая рельефная, чёткая и авангардная. Авангардность в данном случае я понимаю исключительно как предельность контрастов и отрывистую наэлектризованность ритмов, что в общем-то не очень свойственно этой группе. Басовые соло, переплетения гитарных линий и вокальные дела в духе “Maria” авторства Guano Apes отлично дополняют друг друга, что в итоге складывается в умную, необычную, но не скучную вещь. Эти белгородские экспериментаторы объявили о том, что готовят альбом под вывеской Eyes To See ещё в ноябре 2016 года, но затем почему-то снова пропали из вида и опустили перископ. Будем надеяться, что на этот раз всё серьёзно, и в скором времени обещанный альбом всё-таки будет создан, записан и реализован.