ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Качегар "А.О.З."

27-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
КАЧЕГАР
Релиз
“А.О.З.” (Single)
Год
2020
Стиль
Progressive metal / progressive rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Творчество этой интересной питерской банды имеет всего два недостатка: его категорически мало и оно категорически странное. Их первый и единственный EP 2016 года содержал три бронебойных трека на стыке Faith No More, Несчастного Случая и умопомрачительного металлического авангарда в традициях Diablo Swing Orchestra и Stolen Babies, и это было мощно и сильно, однако после выхода “Хождения по мукам” качегары затаились на долгих четыре года, и от них не было ничего слышно даже тем, кто благоразумно закупил новейшие слуховые аппараты и подписался на новости NASA обо всей паранормальной активности в нашей галактике, а потому можно было сделать вывод о том, что если это театральная пауза, то она была слишком долгой.

Ядрёные современные сказки в исполнении Качегара бодрят и тонизируют, а жанровый коктейль команды иначе как ядерным не назовёшь. Железобетонная основа в виде традиционного хэви-металла, жёсткие индустриальные сваи современного радиоактивного дисторшна, альтернативные и фанковые всплески и балладно-лирические интерлюдии пополам с джазовыми импровизациями с самого начала присутствовали у группы в рамках одной, конкретно взятой композиции, и это воспринималось как дикий параноидальный сон наяву, где сказка, бред, кошмар и явь тесно сплелись в единое и нерушимое целое и распутать их не представляется возможным. Именно так эпос и фольклор смешиваются с безумной атмосферой психоделических советских мультфильмов, и на свет появляется нечто или даже некто.

И вот, наконец, плод дикой фантазии по имени Качегар разродился своим новым синглом, который назвал таинственными тремя буквами “А.О.З.” и снабдил бредовой сказочно-гротескной обложкой. Минутное вступление из тумана, прошлогодних листьев и помёта летучих мышей, и в эфире появляется фирменный колдовской кач Качегара и вторящие ему шаманские клавишные. Трек очевидно сделан в духе трэшево-хардкорового хождения вприсядку и заводит не хуже Pantera, Machine Head, Druknroll и Waltari. Жесточайший саунд, примоченный бас и сокрушительный шквал винтажного праздника подколодной нечисти удивительным образом сочетается в данной вещи с особым стёбным подходом коллектива и с их невероятным умением превратить любой хоррор в стильный и интересный кавардак.

На первый взгляд, новейший трек команды проще и очевиднее по структуре, чем их ранее творчество, он более нацелен на пратчеттовский грандсарказм и мощно закручен вокруг запоминающегося припева в духе “привет, Андрей”, однако эта простота кажущаяся. Тяга к экспериментам и стилистической алхимии либо есть, либо её нет, и у Качегара она однозначно присутствует. Перед нами в точности то же самое музыкальное варево и инфернальная хумпа в духе дебютного мини-альбома команды, но теперь здесь стало чуть меньше ингредиентов и лирических отступлений, а вместо такого калейдоскопического разнообразия обретается намного больше дремучего деревенского мрака, отчаянной самогонной веселухи и ядовитых грибных танцев на столах и вывороченных ночными ураганами пнях.

Абсурд, трагикомизм и метафизический реализм в традициях Мамлеева густо замешаны в новейшем треке Качегара с винтажными органными размышлениями в духе Кена Хенсли и Джона Лорда, а заупокойные хоры как будто взяты у литургического блэка вроде Batushka и Tenebra. Не уверен, что правильно понимаю текст песни и присутствующие в нём скрытые аллюзии к литературной классике, но огненный змей показался мне выдернутым у Блейка и его “Больной Розы”, и этот демон-асмодей по имени Андрей совершенно точно тянет на жуткий современный архетип с оттенком традиционного сказочного маразма. В ситуации, когда сказками начинают увлекаться все поголовно, не исключая участников King Crimson и самого великого Ричи Блэкмора, а во всём мире бушует эпидемия коронавируса, такой расклад уже не кажется странным, но напротив сам собой вытекает из реальности и существующего положения дел.

Сказка – ложь, да в ней намёк, но “качегары” уже не намекают, а открыто и повсеместно транслируют свой жутковатый и пропахший несъедобными сухофруктами месседж на всю округу, пугая лесную нежить и случайных зазевавшихся грибников. Жаль, что это всего-навсего один сингл, однако сам факт возвращения группы в студию, и появления официального релиза внушает определённый оптимизм и позволяет надеяться на то, что новый EP или даже полноформатник уже не за горами. Страшных сказок много не бывает, а если ты сидишь который день на карантине из-за коронавируса и перепробовал уже все домашние развлечения, самое время начать рассказывать перед сном жуткие хоррор-страшилки и в качестве звукового сопровождения включать творчество Качегара. С камбек-релизом ребята подгадали как нельзя более кстати.