ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл и клип Евгении Зонтиковой "Нить"

24-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЕВГЕНИЯ ЗОНТИКОВА
Релиз
“НИТЬ” (Single + clip)
Год
2020
Стиль
Folk rock / bard rock / acoustic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тюмень

Фолкеры, менестрели, барды и акустические рокеры – это явление сродни закатам, рассветам, задумчивым ночам возле костра где-нибудь в летнюю полночь возле живописной реки и всем тем незаметным, но очень существенным мелочам, которые и составляют радость и восторг нашей жизни. Они были, есть и будут, а среди пёстрого многообразия новинок их акустического минимализма нет-нет да и находятся очень даже впечатляющие и нестандартные релизы, о которых хочется рассказать друзьям и знакомым, а затем найти себе физическую копию альбома и долго радоваться в уединении, растворяясь в эфирных звуках и позитивных вибрациях благостных размышлений.

Год назад тюменская поэтесса, вокалистка и гитаристка Евгения Зонтикова выпустила свой дебютный альбом “Тише воды”, а сейчас настал черёд проиллюстрировать одну из композиций с него полноценным видеорядом и представить клип. Полностью соответствуя негласным критериям, принятым среди собратьев по оружию акустических рокеров-минималистов, Евгения в своём творчестве делает ставку на смыслы, идеи и внутреннее содержание, и её клип ясно показывает эту особенность её отношения к нотам, звукам и музыкальным гармониям. Песня посвящена важным и серьёзным вещам, а видео пробует проиллюстрировать и воплотить если не все, то часть из них.

Нить как символ отношений. Мы находим родственную душу, ниточка нашей судьбы сплетается с судьбой другого человека, появляется доверие, радость, узнавание себя в другом, а потом… А потом бывает по-разному. И очень часто нити рвутся, путаются, а потом каждый остаётся со своим клубком и на своей волне.

И именно про такой вариант развития ситуации рассказывает Евгения в своём клипе. И я просто не могу не удивиться тому, с какой стоической, поистине буддистской отстранённостью рассказывает исполнительница о болезненных нюансах отношений, о грустных моментах превращения нежности в свою противоположность и о том моменте, когда такие близкие и почти родные уже друг другу люди вдруг становятся снова чуждыми и чужими. Современные коучи и учителя-психологи утверждают, что если вовремя не отпустить того, кому надлежит уйти из твоей жизни, то в неё не войдёт кто-то очень важный, кто несёт новый, невероятно важный для тебя урок, и ты потеряешь намного больше, чем обретёшь.

Об этом же говорит и Евгения. Люди, которых мы любим, и даже самые близкие, важные и незаменимые друзья не принадлежат нам и не являются нашей собственностью. Мы все встречаемся в определённое время и в определённом месте, а каждый из нас несёт другому какое-то важное послание, которое другой должен услышать и понять. Именно в этом смысл общения, дружбы, отношений и всех этих связующих нас судьбоносных ниточек. Клип прост и отнюдь не перегружен деталями и образами, что явно сделано для того, чтобы максимально сосредоточить внимание зрителей и слушателей как раз на образе соединяющихся, спутывающихся, разъединяющихся и образующих удивительные хитросплетения нитей.

А на днях у меня, кстати, состоялся интересный разговор с моим приятелем-меломаном. Я рассказывал ему, как прекрасен и великолепен новый альбом Аланис Морисетт, а он, послушав его один раз, недоумевал: “простые мелодии, фоновые ритмы, практически самоидентичные ритмы и аранжировки, благодаря которым один трек можно с большим трудом отличить от другого, не самый выдающийся вокал… чем тут можно восхищаться и зачем?”. А вся соль в данном случае в атмосфере, настроении и в текстах. Проникнуться в полной мере всем очарованием “Нити” человеку, не знающему русского, будет далеко не так легко и просто, как нам с вами, для кого язык Пушкина и Достоевского является родным и понятным с детства.

Не стоит спешить делать далеко идущие выводы и судить о творчестве Евгении, не ознакомившись с ним как следует или ориентируясь исключительно на мои характеристики и описательные ассоциации в этой рецензии. Аранжировки у Евгении действительно традиционно держатся в духе минимализма, но это не простенький бард-рок, а нечто с намёком на арт и даже местами на джаз и фьюжн. Элементы из арсенала Норы Джонс, Белой Гвардии и Блуждающих Огней очень идут исполнительнице и отлично дополняют такие прямолинейные и незатейливые песенки в духе Лицей, как “За руку меня держи”, а в итоге перед нами раскрывается интересный и захватывающий калейдоскоп эмоций и настроений.

Может быть, “Тише воды” и взятая с него “Нить” пока ещё не дотягивают до классики Сэнди Дэнни и Джони Митчелл, но эти песни с душой и смыслом способны вдохновлять, радовать и раскрашивать реальность не хуже, чем знаковые и культовые работы икон и патриархов жанра. Каждый настоящий музыкант немного волшебник и творит своими звуками новую реальность, преображая и углубляя всё, что попадает в его поле зрения и случайно или нарочно входит в соприкосновение с его лирой. Точно так же обстоят дела и в случае с Евгенией. Она не стремится срывать звёзды с неба, но в таком нарочитом и даже порой показном минимализме временами сквозит настоящая природная глубина и потрясающая естественность настоящих чудес.

Произведения Евгении Зонтиковой светлы, добры, в них есть о чём подумать, и каждый наверняка найдёт в этих песнях что-то своё, близкое и понятное лично ему и созвучное именно его опыту. Такая универсальность вкупе с радикальной хипповской доброжелательностью и интересными текстами и составляет основу привлекательности и своеобразия альбома “Тише воды” и попавшего к нам на обозрения сейчас клипа. Здесь всё просто, легко и доступно, как хлеб и вино, но в таком желании сделать наш мир чуть ярче, добрее, светлее и понятнее и состоит основная радость от того, что и как делает эта исполнительница. Лично мне в нашей цифровой реальности очень не хватает вот такой открытости, теплоты и спокойных разговоров о важном и главном. В этом плане творчество Евгении почти уникально и сильно напомнило мне времена хороших советских молодёжных журналов вроде “Паруса”, где подростки ещё не были так циничны, самоуверенны и пусты. “Нить” и “Тише воды” – это ностальгия по важному, нужному и хорошему, и в этом смысле это важная, нужная и хорошая музыка.