ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл и клип группы Дивизор "Колыбельная"

13-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДИВИЗОР
Релиз
“КОЛЫБЕЛЬНАЯ” (Single + Clip)
Год
2020
Стиль
Acoustic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Борис Белик, известный по one-man-мдм-формированию Atrium Mortis, по проекту Термит Пит и по акустическому дуэту Дивизор, не так давно защитил кандидатскую диссертацию, но своей экзистенциальной мизантропии не изменил и изменять не собирается. Напомню, что в рамках Дивизор Борис творит и экспериментирует со своей музой Екатериной Соловьёвой aka Сая, а стиль и настрой этого коллектива лучше всего описать как депрессивный экзистенциал-акустик-трэш с болезненной философской лирикой.

Как говорит сам Борис, “Колыбельная” – особенная для него вещь, это целиком его авторское произведение (не тандем-коллаборация с Екатериной, как это было всё время до этого в отношении всего, что имело хоть какое-то отношение к Дивизору), в котором стали резонировать и звучать глубокие струны его души, инь встал в выемки и пустоты ян, и всё вышло так, как должно было выйти, заставив трек вспыхнуть и превратиться в златокрылого феникса, готового повести слушателя за собой в мир депрессий, скитаний, интеллектуальных парадоксов и сумрачной атмосферы.

Формально оставаясь в жанровых рамках колыбельной, новейшая вещь Дивизора чётко следует в сторону депрессивных радостей мизантропа: морок и туманы грустных бессонных ночей, свечи, сигареты, кромешное марево за окном и грязный снег на улице – всё это знакомо каждому, кто обжигался, был разочарован и хоть раз хотел всё бросить и послать на все четыре стороны этот мир, а заодно и свою собственную жизнь. Серая вереница суицидальных дилемм и неразрешимых парадоксов приняла осязаемую форму в “Колыбельной”, и это выглядит мощно.

Видеоряд следует в том же ключе, что и сам трек, он размерен, монохромен и щедро нашпигован полночной апатией и тревожными предчувствиями, вскрывая самые больные и универсальные нагноения депрессирующих поэтов и грустных изгнанников королевства товарно-рыночных отношений, а авторы даже не пытаются скрыть и заретушировать тот факт, что перед нами типичный diy-ролик, снятый исключительно в бюджетном формате и с такой же бюджетной подачей - не ретушируют они и себя самих, а наоборот предстают перед нами живыми, подлинными и настоящими, даже, пожалуй, почти повседневными.

Здесь нет впечатляющей графики или сногсшибательной операторской работы, изощрённого сюжета или дорогих декораций, а вместо всего этого на первом, втором и третьем местах зиждятся угрюмая атмосферность и воспалённый круговорот сократовской риторики. Здесь всё просто, предсказуемо и даже очевидно, но в этом тоже своя универсальность и своя соль. Смесь “Nothing Else Matters”, “Smells Like Teen Spirit”, “Опиума” и “Что такое осень” ещё не была столь мрачна, органична и художественна, как это случилось и получилось сейчас у Бориса и Саи.

Не трудно рассмотреть преемственность между всеми проектами Бориса (даже помимо входа в пустоту Atrium Mortis, который затем оказался подожжён у Дивизора, здесь без труда найдётся ещё масса менее очевидных, но не менее весомых параллелей), и “Колыбельная” – это тоже ещё один кирпичик в упирающемся в небеса колоссе депрессивных умонастроений и отчаянного эксистенциального мужества не быть как все и лить воду лишь на те мельницы, которые близки и приятны прежде всего тебе самому.

Пожалуй, лучше всего сказать про “Колыбельную” стихами: “ Как вцепится – не отпустит и будет в груди свербить, одну за одной смолить. Весна – это радость грусти”, а закончить эту рецензию стоило бы следующим четверостишием из того же самого стихотворения Екатерины Соловьёвой: “Не то чтоб душа в тиски, Шекспировской страсти буйство. Весна – это как искусство не вздёрнуться от тоски”, ведь “Колыбельная” именно об этом: о грусти и тоске, о боли и преодолении, о снах наяву и бессонных ночах, об отдыхе и подлинности, о которых так тоскуем все мы.