ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл проекта Consulo "Песня Сольвейг"

15-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO
Релиз
“ПЕСНЯ СОЛЬВЕЙГ” (Single)
Год
2020
Стиль
Neoclassical crossover / Folk / Ethno / Ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

В этом новом сингле питерского неоклассического проекта Каэтаны Альба прекрасно абсолютно всё: выбранная композиция, неожиданная и несвойственная проекту аранжировка, обложка и, наконец, образ самой Каэтаны, в котором её буквально не узнать. Вокалистка не устаёт экспериментировать и осваивать самые разные жанры, а после тематических релизов, посвящённых О.Э. Мандельштаму и А.А. Ахматовой, певица решила обратить свой творческий взор в сторону норвежского классика Эдварда Грига и его бессмертной “Песни Сольвейг” из великолепной и наверняка многим известной оперы “Пер Гюнт”.

Кажется, что Григ является самым часто и активно цитируемым композитором на современной некоммерческой сцене: его переигрывали целые полчища групп, а американские прогрессивщики из Savatage даже записали в 1987 году целый альбом, который так и назвали “В пещере горного короля”. С творчеством композитора я впервые познакомился ещё в школьные годы, и за прошедшее с тех пор время успел услышать невероятное множество разных интерпретаций “Песни Сольвейг”, однако подходя к прослушиванию варианта Consuelo, всё-таки был уверен: будет нечто невероятное и обязательно сильное.

На первый взгляд, Каэтана не стала хулиганить и делать что-то нарочито экстраординарное, как это было, скажем, в случае с “Арией варяжского гостя” или с треком “Я голос ваш”, однако уже тот факт, что она решила примерить на себя такой несвойственный себе образ, говорит о многом. От обложки веет фолком, севером, викингами и холодным нравом суровых нордических принцесс, что, на мой взгляд, уже само по себе удивительно, учитывая пламенные симпатии Каэтаны к южным странам, поэтам вроде Лорки и тематике тореадоров и корриды. Ну а раз перед нами север и Григ, то явно не обойдётся без фолка, чего у питерского проекта тоже ещё не было никогда, что тоже удивительно.

И как раз в этом месте меня ждал большой и неожиданный сюрприз. Фолка в кавер-версии Consuelo не просто много, а очень много. Удивляет и то, что перед нами ритуальный нордический фолк очень аутентичной модификации, и звучит он как Hagalaz’ Runedance и Wardruna в своих самых экзальтированных и медитативных вещах, чего от Каэтаны и Consuelo я совершенно не мог и не думал ждать. Никакой танцевальной электроники и никаких эпатажных поворотов здесь нет, но глубина скорбных и почти авангардных фолковых переплетений создаёт поистине впечатляющую и монументальную картину, где природное и потустороннее явно довлеет и доминирует над человеческим и земным.

Мне совершенно не хочется сравнивать этот ремейк с другими многочисленными версиями “Песни Сольвейг”, поскольку они слишком различны и ставят перед собой слишком разные задачи, да и с оригиналом проводить параллели не особо хочется, однако не отметить удивительную потустороннюю и заклинательную атмосферу версии на самом деле трудно и даже невозможно. Пожалуй, именно “Песня Сольвейг” стала самым таинственным и мистическим релизом в не такой уж и маленькой дискографии Consuelo, а мистическая интуиция и экстрасенсорные прозрения Каэтаны здесь достигли самого своего максимума.

Мне было удивительно и непривычно увидеть Каэтану в образе Кристаны Локен, игравшей Брунхильду, ещё более удивил меня нестандартный жанровый набор, выбранный вокалисткой для своей новой работы, а как-то оценивать этот сингл мне на самом деле невероятно сложно. Ещё не включая трек, я был уверен, что он мне понравится, ведь испортить такую крутую и эпохальную вещь в принципе очень сложно, а такая талантливая и ответственная вокалистка, как Каэтана, подобного уж точно бы не допустила. И этого, понятное дело, не случилось, а случился нежный, таинственный одухотворённый манифест печали, тоски и бесконечной любви.

Флейтовые заклинания, таинственная шаманская атмосфера, необыкновенный голос Каэтаны и несравненная классика Грига сошлись в одно и то же время в одном и том же месте, и это получилось великолепно. Здесь нет такого исповедального надрыва, которыми отличались в исполнении Consuelo версии стихов Ахматовой и Мандельштама, а вместо этого в композиции царит снежная убаюкивающая магия ветра, холодных ночей и далёких северных звёзд. Слушаешь такое и поневоле начинаешь зябко поёживаться и тянуться за чашкой с горячим чаем, а что, как ни это, является лучшим свидетельством, что атмосфера передана успешно и правильно?