ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл Владимира Ефимова "Победа - я ждал её"

19-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВЛАДИМИР ЕФИМОВ
Релиз
“ПОБЕДА – Я ЖДАЛ ЕЁ” (Single)
Год
2020
Стиль
Soft rock / rock / авторская песня
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Всё когда-нибудь бывает в первый раз, это нормально и естественно, но когда в марте этого года я написал для нашей ASTARTA рецензию на шансон-песенку Владимира Ефимова “Трам-пам-пам и Путин”, записанную им совместно с американским музыкантом Александром Бутовым, то реакции на такой неочевидный ход ожидал самой непримиримой, неприличной и отчаянной. Всем давно известно, что любители рок-музыки и метал-андеграунда не любят шансон, а когда профильные рок-СМИ начинают им “впаривать” этот самый шансон, чего можно и нужно в таком случае ждать?

Правильно. Возмущений, непонимания и обструкции. А в том что “Песенка о дружбе” (второе название трека “Трам-пам-пам и Путин”) это именно шансон, причём шансон разухабистый, застольный и ядрёный, сомнений не было и нет совершенно никаких, поскольку это самая что ни на есть очевиднейшая очевидность. Алкогольная тематика, пара не совсем нормативных слов, дурашливый припев, атмосфера разгульного и по-русски “широкого” отдыха – что ещё нужно чтобы отпугнуть рокера (да и вообще серьёзных меломанов, привыкших к интеллигентности Deep Purple и сдержанности Yes) и заставить его бежать сломя голову куда-то в неизвестном направлении?

И каково же было моё удивление, когда множество уважаемых мной людей, музыкальных обозревателей, рок-музыкантов и просто слушателей написали мне в лс сообщения с очень добрыми и лестными словами в адрес данного трека и сопутствующего ему клипа! Певица и аналитик Света Кулик сравнивала “Песенку о дружбе” с творчеством группы Крупский Сотоварищи и Гарика Сукачёва, журналистка Hellz Zine Диана Цепеш отмечала, что даже спустя неделю после первого и единственного прослушивания “Трам-пам-пам…” она слушает Slayer и Destruction, а мысленно с чувством пропевает припев “Песенки о дружбе” даже под жёсткие риффы этих радикальных трэшеров, а обозреватель журнала Darker Дмитрий Фомин констатировал, что от эта забавная песенка-паразит действует так же безотказно как лом и гильотина, и от неё не так уж просто отделаться при всём своём желании.

Я сам никогда не являлся поклонником шансона, но в данном случае тоже не могу не согласиться с тем, что Владимир Ефимов настолько одарённый человек, что смог сделать даже в таком сомнительном и специфическом жанре, коим является отечественный шансон, нечто очень привлекательное, сильное и срубающее буквально наповал. Магия, НЛП, 25-й кадр? Не надо искать подвох, там где его нет - думаю, всё намного проще! Просто Владимир очень искренний, открытый, талантливый автор и настоящий художник. Умом и сердцем укореняясь в традиции таких замечательных авторов и композиторов как Антонов и Зацепин, автор “Песенки о дружбе”, в отличие от них, не почивает на лаврах, а активно пишет, сочиняет, записывает и вообще всячески продвигает своё творчество, буквально фонтанируя идеями и креативом.

За последние десять лет музыкант записал более ста пятидесяти композиций в самых разных жанрах от блюза, джаза и рока до шансона, авторской песни и танцевальной попсы; перепел замечательную рок-оперу, активно снимает видео и полноценные клипы на свои песни, принимает участие в шоу-программах и даёт большие концерты, а в записи его произведений участвовали такие рок-группы, как Круиз, Русские, Revolvers, заслуженные и народные артисты РФ. Песни Владимира поют многие эстрадные исполнители: заслуженные артисты России тенор Александр Захаров и Михаил Вашуков, солист Национального академического концертного оркестра Белоруссии Михаила Финберга и солист ВИА "ПЕСНЯРЫ" Вадим Косенко, солист Новосибирской государственной филармонии Тимур Гордеев и многие другие, в то время как его песня “Застольная” стала почти что народной и крылатой, а легендарные вокалисты Круиза и ЭВМ Монин и Безуглый даже принимали участие в съёмках клипа на неё и записали вокальные партии.

Кстати, в том что касается “Застольной”, то здесь можно вспомнить один занятный случай из моего прошлого. У меня в университетские годы (начало 2000-х) был один близкий и хороший товарищ, учился со мной на одном курсе в университете, хотя был на 10 лет старше меня (бывает и такое). Он музыкант многих групп, знаком с Антоновым (его жена была какой-то дальней родственницей Юрия Михайловича), и мы после учёбы часто проводили время у него на кухне, общались, пили пиво, обсуждали тенденции развития музыкального шоубизнеса, прозу Стругацких, проблемы философии, ну и в ходе такого общения он часто брал гитару и пел песни. Как убеждённый битломан и роллингофил, чаще других мой товарищ исполнял мелодичную классику отечественного и зарубежного рока, однако в его репертуаре присутствовали и Metallica, и R.E.M., и Iron Maiden, что запросто сочеталось с хитами Машины Времени, Павла Кашина, Billy’s Band и Антонова. И да, "Застольная" тоже была в его репертуаре.

Автора “Застольной” я не знал, не интересовался тогда, но слова у композиции очень уже запоминающиеся, такое забыть, конечно, да и с чем-то спутать вряд ли возможно (слова припева давно стали крылатыми и существуют независимо от песни), а когда стал знакомиться с материалом Владимира Ефимова сейчас и дошёл черёд до клипа на этот трек, сразу всё вспомнилось и ожило в памяти. А этот случай я привёл здесь ещё и вот по какой причине. Пожалуй, именно в те далёкие, теперь уже студенческие годы, я впервые с полной ясностью понял и осознал, что такое жить и дышать музыкой. Можно не быть известным музыкантом (да и вообще музыкантом), можно даже, пожалуй, не работать в музыкальной сфере, но если ты по-настоящему любишь музыку, она будет с тобой всегда – будет звучать у тебя в сознании сутками напролёт и ты действительно будешь воспринимать её как огромную силу, способную менять и преображать реальность.

В то время мобильных с возможностью проигрывания аудиотреков у нас ещё не было, гитара тоже была под рукой далеко не всегда, но мы всегда, в любой ситуации (и в любом, кхм, состоянии по шкале алкогольных градусов) могли запросто “изобразить” любую композицию любой группы, “смикшировать” фрагменты песен разных групп в единое целое, по-своему их переаранжировать и т.д. У нас это получалось легко и естественно, потому что и для моего товарища, и для меня музыка очевидна была на одном из первых мест в числе жизненных приоритетов и вспоминать любимые группы и композиции нам было легко и естественно. В те годы я пытался уйти от занятий музыкой, распустил свой последний музыкальный коллектив, повесил гитару на гвоздь и надеялся найти себя на стезе научной работы и преподавательской деятельности, но надолго меня не хватило. Если музыка звучит внутри, человек всё равно вернётся к ней, что бы он там себе не нафантазировал и не спланировал.

Многие согласятся с тем, что Юрий Антонов один из лучших и сильнейших мелодистов и композиторов нашей отечественной эстрады, а потому тот факт, что сейчас у нас на эстраде есть человек, который активно творит в том же самом направлении, можно расценивать как большую удачу. Владимир Ефимов не пытается “спионерить” у кого-то удачные мелодические находки, а всё делает сам, да и вообще занимается исключительно тем, что ему близко – исключительно тем, к чему лежит душа и что получается у него лучше всего. Он пишет песни, максимально дистанцируясь от плагиата и от всего ненастоящего, фальшивого, но не потому что “плагиат - это плохо”, а по той одной простой причине, что писать и создавать своё всегда приятнее и интереснее, чем подсматривать что-то у кого-то и выдавать за своё.

У многих слушателей и меломанов со стажем тот же Антонов ассоциируется с советскими реалиями и некоторой наивностью, неиспорченностью, свойственной нашей стране периода СССР, и всё это справедливо и в отношении творчества Владимира Ефимова. Его чистые, трогательные и простые песни берут за душу и направлены прямо в сердце, они легко запоминаются, а потом очень естественно и почти “автоматически” всплывают в памяти и начинают насвистываться и напеваться в качестве фона.

Как я уже замечал выше, есть такая категория людей, которые буквально живут музыкой, пропитаны музыкальными идеями и аккордами, на самом деле буквально дышат мелодиями, и Владимир явно один из них. Если бы перед ним не стояла задача записывать, микшировать, создавать аранжировку для своих песен, их было бы наверняка намного больше. Пока эстрадные мэтры и рок-деятели первой величины переживают творческие кризисы и тонут в пучинах самоплагиата, Ефимов легко и естественно выдаёт одну хитовую вещь за другой, не ограничивая себя какими-либо рамками и не пытаясь загнать себя в пределы какого-то одного музыкального жанра или стиля. Не случайно его песни так элементарно запоминаются и кажутся такими знакомыми и понятными – в каждой из них есть все составляющие настоящего “народного” хита и по-настоящему хорошей и успешной вещи.

Как любой по-настоящему одарённый и гениальный автор, Владимир может написать песню абсолютно про что угодно, будь то социальная сеть вроде Одноклассников, нехитрый быт трактористов, простая человеческая судьба, ностальгия по СССР или военные конфликты новейшего времени. Это не свойственное рэпу “что вижу, о том пою”, это настоящие песни с запевом, великолепной мелодией, мощным припевом и с душой, но Ефимову действительно под силу любая тематика, и он чувствует себя как рыба в воде, обращаясь к самым разным темам и жанрам, переходя с русского на английский, с итальянского на японский, а с немецкого на многие и многие другие языки.

Ещё один характерный признак особой “народности” творчества Владимира Ефимова – тот факт, что большинство клипов на его песни, в том числе ролики из серии “official video”, сделаны обычными людьми, его слушателями. Именно таковы “Мы трактористы” и “Одноклассники точка ру”, слайдовые ролики “Счастливая” и “Время-река”. Владимир не боится конкуренции, очень легко и уверенно чувствует себя и на большой сцене в огромных концертных залах, и на совсем маленьких ресторанных концертах, что характеризует его как настоящего шоумена и современного менестреля, который готов петь и выступать где угодно и для кого угодно, потому что не петь просто не может.

Песни и музыка для этого человека это больше чем работа и способ заработка, это стиль жизни, это способ восприятия мира и, по большому счёту, вся его жизнь. Будь то простенький развлекательный шансон “Песни о дружбе”, солидная рок-балладность “Исповеди Самурая”, лёгкий советский рок песни “Время-Река”, революционный казачий эпос “Хозяюшки” или сложные и академические рок-оперы – всё это Владимир делает со свойственными ему шармом, вдохновением и страстью, и вот эта самая страсть, горячее творческое вдохновение и делают, вероятнее всего, его песни такими привлекательными, острыми и запоминающимися.

У Ефимова есть несколько песенных циклов (народных, казачьих, песен в жанре шансон и т.д.), а песен в общей сложности в его репертуаре около трёхсот, однако он не останавливается на достигнутом, не почивает на лаврах и не сбавляет темп своего творческого горения, а по-прежнему совершенно свободно “плавает” во всех возможных стилях, активно развивает самые разные жанры, преподает вокал, сотрудничает с лучшими поэтами и композиторами. Как говорит сам Ефимов, он готов сразиться “на спор” с любым именитым композитором, будь то Крутой, Матвиенко, Фадеев или Хэтфилд - готов написать песню или музыку быстрее и лучше, чем их сочинения. Насколько я знаю, в данный момент он ведёт работу параллельно над десятком или даже несколькими десятками песен, и это самые разные композиции, многие из которых способны потянуть на роль солидных авторских экспериментов.

Ну а что касается новейшей песни Владимира “Победа – я ждал её”, то здесь мы имеем эпичный и патриотический симфо-софт-рок в традициях Ольги Кормухиной и того же Антонова - по-роковому надрывный и жёсткий, очень напевный, и в то же время невероятно чувственный и масштабный, душевный номер с богатыми аранжировками, хорами и оттенками, характерными для народных песен. Можно провести параллель между этой композицией и другими песнями Ефимова на военную тематику вроде трека “Не звони мне, мама, на войну”, и хотя на этом фоне актуальный сингл и не выглядит самым рельефным и динамичным, но однозначно является предельно раздольным и глубоким, обладая фантастическим потенциалом.

Пожалуй, лучшего повода, чтобы ознакомиться с творчеством Владимиром Ефимовым, чем какой-то хороший, большой и светлый праздник или встреча старых друзей, трудно себе представить. В любой праздничный день, будь то День Победы, Новый Год, поход в баню, День рождения или начало летнего сезона пикников и рыбалок с “обязательными фронтовыми 100 грамм” и в приятной компании, как нельзя более кстати будут такие тёплые, доброжелательные и душевные песни, и тут можно не выбирать – добавлять в плейлист все сто пятьдесят с лишним треков его авторства и не отвлекаться на то, чтобы “менять пластинку” и “переворачивать кассету”.

Есть мнение, что народные песни, поп-метал вроде Axxis и вообще любая по-настоящему цепляющая, хитовая и запоминающаяся музыкальная вещь – это осколки божественной гармонии, знаки небес и благословение Творца – часть того вечного эфирного бытия, которое лежит в основе всех наших дел и намерений, и к творчеству Владимира всё это тоже имеет самое непосредственное и живое отношение. Эти песни бодрят и делают жизнь ярче, и даже если человек любит только трэш-метал или, скажем, только готический рок, в его жизни хотя бы раза три в год обязательно появится ситуация, когда звёзды сойдутся так, что песни Ефимова окажутся актуальны, своевременны, как ни что другое, а может быть даже и незаменимы.

А в этой связи мне вспоминается ещё одна забавная и поучительная ситуация. Когда в 1993 году журнал РокКор начинал публиковать свою музыкальную энциклопедию и выпустил первую часть с группами на букву “A”, то, предвидя возмущение и непонимание некоторых читателей по поводу того, что в данной энциклопедии присутствуют не только тяжёлые группы, но и множество очень ”компромиссных” и вообще, откровенно говоря, лёгких команд, небезызвестный и бессменный главред и директор РокКора Алексей Болдов написал буквально следующее: “Можно любить какую угодно музыку, предпочитать исключительно дэт-метал и грайндкор, но знать Black Sabbath, The Beatles, Atomic Rooster и UFO нужно и необходимо. Без этих групп становление и развитие тяжёлых жанров были бы просто невозможно, а фундамент у любой, по-настоящему великой и крутой музыки всего один – это вдохновение и талант”. Чем больше я живу и слушаю музыку, тем больше понимаю, что это действительно так.