ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом RecFrag "Recovered Fragments"

RecFrag, Recovered Fragments

13-06-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RECFRAG
Релиз
RECOVERED FRAGMENTS
Год
2017
Стиль
ambient / noise / idm
Лейбл
ALIENS PRODUCTION
Страна, город
Беларусь, Минск

Название этого минского сольного проекта, как вы понимаете, расшифровывается как Recovered Fragments, а отвечает за его жизнеспособность Дмитрий Николаенко. Проект существует с 2010 года  и вдохновляется нойз-эмбиентом, а в частности творчеством Gridlock, Stendeck и Beefcake.

Дмитрий долго и кропотливо работал над своим вторым полноформатником, и результат оказался соответствующим - такое чувство, что на одноимённом с проектом LP продуманно всё до мельчайших мелочей, начиная от сюрреалистичной обложки и заканчивая каждым звуком собственно музыкальной составляющей. Ну а поскольку речь идёт о фрагментах, то эта рецензия тоже будет именно такой - фрагментарной.

“Mercury Arrows” открывает альбом заупокойным шелестом из бездны, на фоне которого слышится плеск волн и медитативное журчание ручьёв, а затем вырисовывается пружинящая электроника. Это действительно смесь эмбиента (фон, атмосфера) и нойза (шумящий саунд), но в отличие от нойза ортодоксального, где всё тонет в бесформенном хаосе, здесь присутствует чёткая ритмическая линия, которую идеально обогащает наподобие какой-то потусторонней нечеловеческой мелодии внешний фон. Мне показалось, что всё это дело в совокупности звучит даже хитово и чуть ли не дискотечно, и как я понял, едва стал звучать второй трек - не показалось.

“Proto-D” - одна из бесспорных вершин пластинки, где грязноватый электро-саунд неспешно и самозабвенно выводит что-то наподобие dark-electro в таких треках как “Lorelei” авторства Fading Colours. Гипнотические ритмы делают своё дело поступательно, основательно и с чувством. Если бы темп был чуть сдержаннее, то трек вполне сгодился бы в качестве фона для медитации, ну а так перед нами саундтрек для мрачных хождений где-нибудь по холмам или для подготовки таинственного ритуала, в ходе которого из других миров вырвутся на свободу страшные демоны, да и устроят инфернальную вечеринку. Впрочем, даже если этого и не случится, вечеринку можно будет замутить в одиночестве и ничуть из-за этого не смущаться - музыка того стоит.

“Membrane (Recovered)”. Изломанный, как будто болезненный ритм с побрякиванием жестянок открывает этот трек, и меня сразу же посетило чувство, что где-то что-то сломалось и в итоге дискотека перешла в какое-то патологическое русло, но вот, откуда ни возьмись, появляется прекрасная мелодия, словно олицетворяющая собой нежность и чистоту, и композиция словно готовится перейти в нечто себе противоположное. Как оказалось, “Membrane (Recovered)” строится на контрастах, и здесь технократический хаос великолепно уживается с гипер-мелодичностью, а ближе к завершению вещи они даже начинают сплетаться в единое целое и взаимодополнять друг друга!

“Temeraire” (Feat. Taelih). А сейчас перед нами единственная композиция на альбоме, где присутствует вокал - мрачный седуктивный голос, высказывающий какие-то страшные заклинания, а затем переходящий на ещё более зловещие прокламации. Музыка заметно усиливает собственную жёсткость, и этот трек звучит почти как наци-ebm, настолько упруго, безапелляционно и тоталитарно он наполняет пространство своими бескомпромиссными электрическими разрядами.

“Magnetic Spheres” . А вот и ещё один эпик и вершина альбома. Эта вещь звучит чуть ли не в техно-ритме (в самом деле, такие проигрыши вполне могли бы находиться на диске какой-нибудь Технологии или Depeche Mode!), и потрясающая мелодичность здесь просто будоражит все скрывающиеся в недрах мозга эндорфины, заставляя их выходить на свет и плясать свои странные танцы. Даже минутка эмбиентной атмосферы, которая сменяет начавшиеся буйство, совсем не воспринимается противоречиво, а служит своего рода затишьем перед бурей.

“Phosphorus hall” стартует со звуков приземляющейся летающей тарелки, и всё действительно указывает на то, что здесь нас ждёт что-то космическое и запредельное. Иноземный звук синтезатора, как будто имитирующий разговор жарящейся на сковородке рыбы, неспешно и солидно “жарит” мозги слушателя своим звуковым напалмом, а таинственный космос эмбиента довершает дело, просто унося сознание куда-то в прекрасное далёко - в мир летающих тарелок, приземляющихся сковородок и прочей нойзовой “кухни”. Местами Дмитрий так напускает туману, что становится даже страшно, и эту вещицу ни в коем случае не рекомендуется слушать ночной порой где-нибудь на развалинах - запросто может помутиться сознание.

“Flosters” - это как будто вторая часть начатой в предыдущем треке космической эпопеи, но звучит он как настоящий гурманский арт-хаус - стильно, отрешённо и крезово, хотя малая длительность (всего 2:32) как будто намекает, что это всё присказка, а настоящая сказка будет после.

“12-41” (Recovered) - это и есть та самая “повесть о неизвестном солдате”, прологом для которой и служила “Flosters”. С первых же звуков повеяло пост-апокалиптической печалью, а чуть позже становится ясно, что на этот раз перед нами мрачная инструментальная баллада - своего рода “Planet Caravan” в нойз-техно, которую можно использовать как для релаксации, так и для напряжённых поисков смысла жизни вперемешку со стенаниями и ударами кулаком в стену.

Финальная ”New Point Of Loneliness” необычайно порадовала меня своими волшебными колокольчиками и лёгким бризом из нефтяных скважин, от которых едва заметно несёт смолой и чем-то тоскливым. Мелодия просто обворожительна и уже за неё одну можно поставить диску высший балл. По мере прослушивания трека я не раз с восторгом подпрыгнул на стуле и вспомнил добрым словом сибирский Astarium, благодаря которому я и узнал о существовании таких музыкальных форм. Конечно, RecFrag это совсем не “Winter Growth”, но в данном случае это только плюс. Композиция звучит просто изумительно, являя собой жирную точку в завершении релиза и недвусмысленно заставляя озадаченного слушателя вновь и вновь нажимать на “repeat”.

“Recovered Fragments” - удивительно мощный и редкий по своей глубине и мелодичности релиз, который оказал на меня большое впечатление. Работа звучит стильно, аристократично и просто чарует какой-то своей недосказанностью и мрачным величием. Как я уже и говорил, это далеко не канонический нойз, и понравится этот релиз может самой широкой аудитории, в том числе уставшим от однотипного железного шреда маньякам-металлистам и бескомпромиссным адептам чёрных сил. RecFrag успешно балансирует на грани “тру” и “не тру”, с одной стороны не впадая в излишнее занудство бесталанных экстремистов, а с другой - не уходя в мейнстрим. Конечно, не обошлось здесь без параллелей к тем же Gridlock, Stendeck и Beefcake и ещё ко множеству подобных групп, но в данном случае это и не так важно. Проект громко и уверенно продолжает свой путь, выдавая просто превосходные композиции! Приятных медитаций!