ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Рельос "Агни"

Рельос "Агни"

12-12-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
РЕЛЬОС
Релиз
“АГНИ”
Год
2018
Стиль
Acoustic / guitar / neoclassic / instrumental
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Балтийск

Какие ассоциации приходят вам на ум, когда вы слышите словосочетание “атмосферный инструментальный рок”? Я даже не буду пытаться догадаться о них, ведь все мы знаем, что под данным стикером может таиться почти всё, что угодно. Однако если намёк сделать яснее и помимо данного набора слов упомянуть название балтийского one-man-проекта Рельос - всё станет куда однозначнее. После эпохального диска “Перерождение” и отличного, очень выдержанного альбома “В иных мерностях” Сергей Берёза (Ahilless, BerkanaS, Берсеркъ) продолжает развивать идеи и настроения последнего.

В начале нынешнего года в своей рецензии на диск, предшествующий актуальному релизу, я проводил параллели с Каркасси, Андресом Сеговия и Пако де Люсия, сравнивая “В иных мерностях” с пламенем алхимической лаборатории, а сейчас могу с полным на то основанием и уверенным торжеством провозгласить, что эксперимент автора прошёл удачно, и теперь, когда дым и копоть опытов развеялись, перед нами чистое золото ничем не замутнённой музыкальной мысли. “Агни” лаконичен, выверен, зрел и совсем не нуждается в словах или каких-то ещё опорах и подпорках земного. Под такую музыку душа свободно устремляется ввысь, к горнему, вечному.

У данного диска лишь одно краткое пояснение: “Агни - Священный огонь домашнего очага Расы и огонь жизненной энергии, находящийся в челе и теле человека...” Обо всём остальном говорит сама музыка, и говорит весьма красноречиво. От высоких, но холодных полётов к космическому совершенству автор, как того и следовало ожидать, спускается к простым и понятным каждому радостям простого человеческого бытия: любви, взаимности, совместного семейного досуга и тихого огня, согревающего и оберегающего. Почти физически ощущаешь, насколько потеплела атмосфера композиций Рельос и с каким теплом и внутренним благоговением исполняет их автор.

Глубокомысленная “Интродукция” бьёт в колокола утреннего благовеста, а уже пару мгновений спустя в рамках всё этого же интро мы слышим пронзительные, то ли жалобные, то ли восторженные трели нижних гитарных струн. Виртуозные каскады “Каприччио” представлены в обрамлении стремительной перкуссии, скорость нарастает, и хотя до скоростей Мальмстина уже рукой подать, Сергей с честью преодолевает это искушение и не забывает о главном – о душе, закачивая данный этюд умеренно и даже неторопливо. Ещё одна высокоскоростная вещь “Скерцо” весьма изящна и легка, а следующая за ней “Элегия” глубокомысленна и нежна.

Немного тревожная и крайне серьёзная “И.З.М.” очень быстро срывается в алармирующие призывы-переливы. Если Бетховен музыкально изобразил, как судьба стучится в двери, то Сергей Берёза в “И.З.М.” сделал саунд-зарисовку на тему ветра перемен. Величественная овертюра “Кано”, срываясь в уже привычный инструментальный бег, временами пестрит вариациями на тему ближнего Востока, а чуть поодаль всё время присутствует увесистая поддержка дисторшна, что напоминает о металлическом прошлом Сергея и блэкметаллических альбомах в рамках его проекта Ahilless, что актуально и для массированных раскатов ударных на фоне испанских фламенко-пассажей в титульной вещи.

Былинная напевность и настоящая русская тоска слышатся в “Коде”, где гитара Сергея, едва трек переваливает за отметку в 00:40, даже срывается на тремоло, столь напоминающее звучание балалайки, а финальная “ХАİ” снова напоминает средневековую a la Blackmore’s Night, цыганскую и фламенко-традиции с филигранной гитарной работой, правда длится всего 1:20, и по сути является кратким послесловием, пост-кодой. Отказавшись от холодной философии и умозрительного теоретизирования, музыкант записал очень тёплый, свелый и располагающий к себе альбом, в котором вместо прежних межзвёздных скитаний перед нами благостные мысли и несущие свет и любовь настроения любящего и любимого человека.

На “Агни” почти нет металла, нет колких, зазубренных осколков, характерных, например, для “К Востоку от Сварги пречистой” или мистических синтезаторов в духе трека “Окружённый дымкой холодной мглистой”, а только плавные (хоть и скоростные), доброжелательные мотивы и живые пульсации кроткого и всех с любовью согревающего домашнего пламени. Нет сомнений, что за столь радикальными музыкальными переменами стоят изменения в жизни и мировоззрении музыканта, глубокое внутреннее перерождение. Я бы сказал, что “В иных мерностях” и “Агни” отличаются друг от друга как небо и земля, как инь и ян – всесторонне, глубоко и категорически – и тем интереснее сравнить эти два релиза между собой и сделать выбор в пользу одного из них, а уж какой выбрать – решить может каждый только сам.