ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Рельос "ГА"

Рельос "ГА"

02-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
РЕЛЬОС
Релиз
“ГА” (EP)
Год
2018
Стиль
Atmospheric instrumental art rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Балтийск

Не успел я вдоволь насладиться чудесным последним полноформатником этого балтийского one-man-проекта под названием “АГНИ”, едва-едва написал на него рецензию, а в сети уже доступно новое творение загадочного алхимического коллектива. И это в высшей степени интересно! Почему? Да хотя бы по той простой причине, что у Сергея Берёза просто не бывает случайных или проходных релизов. Сергей - такой человек, который всемерно старается наполнить максимальным смыслом и значением совершенно всё, что делает, будь то металлический Ahilless, рунически-викинговский Берсеркъ, природный BerkanaS или рассматриваемый сейчас Рельос, каждый альбом любого из этих проектов непременно энергетически заряжен, наделён массой скрытых и полуявных значений, а также отражает актуальный период из жизни Сергея и связанные с ним переживания, мысли, эмоции, чувства.

Так было с прошлогодним диском Рельос “В Иных мерностях”, так было со столь впечатлившим меня совсем недавно “АГНИ”, а сейчас настал черёд актуального свежевыпущенного пятитрекового EP, название которого, судя по всему, можно понимать как указание на его стилистическую нишу, а именно гитарный арт-рок. И уже название интригует, поскольку намекает на то, что по сравнению с материалом “АГНИ” нас ждёт ещё более артовый и возвышенный, технически выверенный и совершенный материал. Что тут сказать, когда человек счастлив, ему все горы по плечу, моря по колено, и любые высоты нипочём, а то, что Сергей сейчас находится в весьма гармоничной и креативной стадии своего духовного развития, я понял ещё по композициям c “АГНИ”, которые буквально лучились особой гармонией и мерным невечерним светом. Но долой все вступления и подготовительные речи – переходим к прослушиванию!

Первый трек начинается долго и достаточно двусмысленно, но когда гитара всё-таки появляется, а музыка разворачивается с полной силой, приходит понимание того, что звучит обновлённый Рельос впечатляюще. Уже не так тепло и радушно, как ещё месяц назад, а вновь по-звёздному возвышенно, даже отстранённо. Такое чувство, что сейчас автор решил абстрагироваться от собственного актуального состояния и решил взглянуть на себя и на свою жизнь со стороны, что говорится sub specie aeternitas, с точки зрения Вечности. По крайней мере, именно так звучит “Потаённое”, от которого я инстинктивно поёжился и стал озираться в поисках тёплого пледа. Второй трек “Наваждение” хоть и радует достаточно тёплым арпеджио в начале, уже очень скоро будто срывается с цепи и переходит в стремительный хэвиметаллический чёс (!), который звучит с присущей автору виртуозностью и филигранностью, напоминая об опусах Мальмстина.

Но не Мальмстиным единым – трек куда более закручен, многослоен, извилист. И изорван. Один фрагмент сменяет другой, таинственный хоры переходят в жёсткие риффы, искромётные соло сменяются нетерпеливыми переборами, а всё вместе оставляет ощущение грома среди ясного неба – вот так, когда менее всего ожидаешь подвоха, всё вдруг слетает с катушек, зависает на последнем волоске и вот-вот готово сорваться в тар-тарары, чтобы кануть там навсегда. Знакомое ощущение? Вот, насколько я понимаю, и “Наваждение” повествует своими звуковыми волнами и безгласными саунд-переливами именно об этом. Немного более умеренная и сдержанная “Движение к объёмному миропониманию” ещё сильнее нагнетает напряжение, действуя в том же направлении, но уже чуть другими средствами и действительно напоминает крафтовый околометаллический арт-рок с беснующимися ударными и почти джазовой бас-гитарой.

А вот и главный сюрприз релиза – вокальная, песенная вещь “Концептуальность”, где появляется несколько надтреснутый и диковинный голос Сергея. И в этой-то надтреснутости здесь вся соль. Когда я читал в воспоминаниях Павла Флоренского описание его мистического опыта и в частности того голоса, который слышал Павел чёрной ночью в моменты глубокого отчаяния и самых переломных моментов своей жизни, то описание этого голоса, вероятно, было схоже с тем, как звучит сейчас пение Сергея, которое можно услышать в “Концептуальности”. Отдельного упоминания заслуживает текст, изобилующий откровенно личными, почти дневниковыми замечаниями и специфическими терминами, оканчивающимися на “ -ость” и “-ом”. Это взрыв, безмерность, апофеоз, и уже при первом прослушивании “Концептуальности” я понял, что в моём финальном топ-10 по итогам уходящего 2018 года “ГА” будет совершенно определённо.

Насколько удивительно и диковинно после мягкого, почти небесного “АГНИ” менее чем через месяц слышать от того же самого автора и исполнителя настолько иной, я бы даже сказал, диаметрально противоположный материал, где тревога, кромешная неуспокоенность и обнажённо-пламенная жажда Истины слиты в едином и нераздельном порыве. Сказать только “впечатляет” – это не сказать ничего: пять современных сюит Рельос по своей эмоциональной насыщенности не уступают полноформатному “АГНИ”, а по динамике и по эмоциональному накалу много его превосходят. Я уже назвал “АГНИ” и  “В Иных мерностях” противоположностями наподобие древнего символа инь-ян, а вот “ГА” по сравнению с ними это некий ungrund, условие существования всего, первозданная свобода и мир за пределами добра и зла, нечто, совершенно трансцендентное всяческой дуальности и дихотомическим раздорам нашего мира.