ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ ROSA INFRA "МЕТА-КОМА"

Rosa Infra Мета-кома

28-10-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ROSA INFRA – 2015 * * * * *
Industrial Metal, Avant-Garde Metal
"МЕТА-КОМА"
IROND

 

Московский индастриал-коллектив Rosa Infra существует без малого 10 лет и уже успел найти своего слушателя и покорить немало искушённых металломанов своими разнообразными хтоническими релизами, на которых мрачный industrial соседствовал с готик-металлической атмосферностью и первобытной мощью, характерной для дэт-металла. Предыдущая пластинка коллектива "Инфраморфозы" была обнародована 2,5 года назад и получила очень хорошие отзывы критиков, но после выхода диска группа отнюдь не почивала на лаврах и всё это время без устали готовила очередной релиз, который получил название "Мета-кома" и позиционируется группой как новый старт и начало новой эры, которую сами музыканты характеризуют как эпоху рождения своего особого стиля – infra metal.

И действительно, всё изменилось с выходом альбома "Мета-кома". Мрачные угрожающие полухоровые атональные вокализы наводят на мысль, что так звучали бы сошедшие с ума Therion, Rammstein, Septic Flesh, Chaostar и Hollenthon, которые после ядерной войны и долгих скитаний по выжженной апокалипсисом земле снова вернулись к активному музицированию. Rosa Infra играют настолько же атмосферно, сильно и самобытно, вызывая ощущение абсолютной подлинности и правдивости. Основа своеобразия Rosa Infra – совершенно уникальный, очень эмоциональный и харизматичный вокал. Голос играет атональностями и звучит как будто из адского подземелья. Как писали в конце 80-х о группе Candlemass и их вокалисте Мессайе Марколине – "как будто люцифер пробрался в церковь и вещает с аналоя". Похожие ощущения возникают и при прослушивании нового альбома Rosa Infra. Голос, словно океан, втекает в сознание, всё поглощая и заполняя собой, вибрирует и играет лихими красками и инфернальными оттенками.

Есть такой замечательный писатель Юрий Мамлеев. Он является родоначальником особого направления в литературе, которое сам назвал метафизическим реализмом. Мамлеев имеет статус современного Достоевского и известен своими мрачными рассказами и романами, в которых обитают странные, диковатые, "полунездешние" персонажи, у каждого из которых своя особая философия и характерно паталогическое восприятие мира. Музыка Rosa Infra воспринимается как аудио воплощение жутковатой прозы Мамлеева. Как будто вся нежить его произведений сошла вдруг со страниц книг и стала творить музыку. Впечатление от прослушивания "Мета-комы" настолько же сильное и глубоко "аутентичное". Но "Мета-кома" — это не просто музыка разрушения. В этих звуках на удивление много созидательной энергии, которая "на руинах жизни" по кирпичику строит новый, диковинный и странный, мир.

В музыкальном плане Rosa Infra уверенно и увлечённо экспериментируют с диссонансами и дискордами, а что касается лирической составляющей альбома, то это действительно метафизический реализм. Группа поёт о высоком и сложном, но настолько понятно, детально и доверительно, что запредельное и не достижимое становится таким же близким, несомненным и достоверным, как и наша с вами непосредственно эмпирическая реальность. Альбом "Мета-кома" концептуальный и позиционируется как первая часть трилогии. В текстах идёт речь о человеке, который прошёл войну и ценой многих лишений получил особый мистический дар. Альбом представлен на двух дисках и включает в себя 14 композиций, которые, несмотря на свою немалую длительность и общее достаточно упадочное настроение пластинки, совершенно не воспринимаются как нечто занудное или затянутое. В Композициях Rosa Infra много сюрпризов, интересных фишек и особой, полу-индустриальной, полуметафизической красоты. Есть на диске и своеобразная романтика ("Роза под луной", "Горю(я) Тобой"), которая звучит по-настоящему душевно и цепляюще. А в целом альбом звучит как болезненный саундтрек к постапокалипсису со всеми вытекающими отсюда многообразными последствиями.

Если проводить какие-то чисто музыкальные параллели, то на ум приходят культовый Necro Stellar, финский KYРСК, саунд-террористы из Attrition, пронзительная драматургия Сумеречной Депресии и даже великолепная Диаманда Галас ("Там где вечность"). Угрожающая холодная атмосфера, атональные клавишные и грозные гитары оставляют привкус гениальности. И это так. Альбом действительно гениальный и по-настоящему шедевральный. Но чтобы понять это и действительно почувствовать очарование инфра-металла, нужно отвлечься от тех шаблонов и клише, которыми успело обрасти наше сознание и открыть себя для чистой ментальной и звуковой экспери-ментальности.

"Мета-кома" — несомненный прорыв в жанре индустриального металла, и не только для российской сцены, но и для общемировой. Группа смогла изрядно раздвинуть рамки достаточно консервативных музыкальных направлений, заставив привычные клише играть новыми красками и бликами, а потусторонний нездешний вокал и яркая концептуальная лирика сообщают этому релизу небывалую 3D-объёмность и кинематическую убедительность.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев