ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом S-KY "Бесtовская Дюжина"

S-ky, Бесtовская Дюжина

20-01-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
S-KY
Релиз
“БЕСtОВСКАЯ ДЮЖИНА”
Год
2018
Стиль
Rock / hard rock / heavy metal / electro rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Курск / Санкт-Петербург

Мы давно привыкли, что почти у каждой по-настоящему великой западной рок-команды есть свой отечественный российский аналог: у них Iron Maiden, у нас Ария, у них Motorhead, у нас Чёрный Обелиск, у них Megadeth, у нас Arbitrator, у них Бонни Тайлер, у нас Ольга Кормухина, у них Doro, у нас… так, а кого же назвать-то российской Доро? Очевидно, что это должна быть умная, сильная, харизматичная, волевая и эффектная женщина, которая сама “рулит” своим творчеством, сама пишет песни и слова, поёт на надрыве, от сердца то, что глубоко прочувствовала и то, во что вложила душу, а не просто симпатичная модельная вокалистка с немного хриплым голосом. Исходя из таких высоких требований, я что-то не могу никого подобрать на роль такой российской фрау Пеш, хотя нет, могу. Теперь уже могу.

Проект Светы Кулик из Курска под названием S-KY существует не так давно, но уже успел выпустить два полноформатных альбома, несколько синглов, клипов и даже “best of” (!), который сейчас, кстати, перед нами. Света умна, амбициозна, точно знает, чего она хочет – я мог бы долго продолжать этот ряд громких эпитетов в её адрес, но не стану. Если говорить о Свете именно как о человеке, то начинать нужно совсем с другого. Прежде всего, она настоящая. Каждая её песня – это вызов, бунт, протест, это законченная история, откровенный удар в лицо. И это совсем не стилизация. Ну а помимо всего прочего, Света – просто шикарная женщина, что проявляется буквально в каждом движении, в каждом взгляде – женщина, способная быть разной, но всегда оставаясь при этом равно искренней и убедительной. Она пишет песни, стихи и статьи, ловко играет смыслами и метафорами, живёт, занимается самообразованием и великолепно поёт.

Света не скрывает, что её альбомы были записаны “на коленке”, что качество там далеко отстоит от высоких стандартов современных Finnvox и Mastersound, но её это не смущает. Она делает упор на другое. На идеи, энергетику, искренность, мощную подачу, осмысленный текст и убийственный ритм. Да, по большому счёту ничего нового она отнюдь не изобрела и Америку не открыла: именно за эти качества мы все когда-то полюбили тяжёлый рок, но часто ли в наше время встретишь подобную музыку на просторах сети среди безликих перепродюсированных клонов и бездушных цифровых поделок? Света не скрывает своей симпатии 80-м, но назвать её архаичной и ностальгирующей просто язык не поворачивается. Она не боится быть не модной и плыть против течения, и это не дань моде и не юношеский максимализм, а что-то совсем другое.

Некий свой, особый менталитет отличает все без исключения песни Светы Кулик, не только открывающую эту тринадцатитрековую компиляцию одноимённую композицию, на которую я, кстати, когда-то писал рецензию. Гимновая, откровенно эпатажная и будоражащая “Свой Менталитет” отлично задаёт тон сборнику, взрывая чувства и провоцируя на спор или активное согласие, но, следуя принципу, “лёд и пламень” Света уже готова окунуть слушателя в глубоководную печаль одной из своих самых сильных и чувственных баллад под названием “Питер”. А вот идустриально-драйвовая “Город-Клетка” на самом деле очень и очень напоминает творчество Doro времён альбома “Calling The Wild”: плотный звук, увесистый риффинг, чувственный вокал, врезающаяся в мозг мелодия – это ещё один идеальный стадионный хит.

В сети не стихают дискуссии по поводу неоднозначности вокала Светы и звучания её треков. На что лично я могу только снисходительно ухмыльнуться: ну да, когда-то про человека по фамилии Хэтфилд тоже все кругом говорили, что он не умеет (не может!) ни петь, ни играть на гитаре – довели его самого чуть ли не до нервного срыва, заставили бросить микрофонную стойку (думаю, все в курсе, что в середине 80-х Metallica вовсю искала себе вокалиста и главным претендентом на эту роль был фронтмен Armored Saint Джон Буш). Да, голос предводительницы S-KY звучит неоднозначно: иногда неровно, иногда чуть не дотягивает, порой переигрывает, но даже в этой несколько нервной сырости есть своё особенное очарование, которое сделало такими незабываемыми первые альбомы той же Металлики, Железной Девы и Иудейского Священника.

Ещё одна прекрасная баллада “Кумиры” снова ввергнет слушателя в плен сладких грёз, оставаться в котором можно ровно до тех пор, пока не вникнешь до конца в смысл глубокого и отнюдь не романтического текста. Ну а если вы уже сделали это, то перед вами классический NWOBHM – S-KY готовы отдать дань уважения учителям из Judas Priest, Iron Maiden, Girlschool и Rock Goddess в ритмично-каноничном боевике “Герой”, но лишь с тем, чтобы снова вернуться в упругий индустриально-хэви-металлический “стерео-ад” в следующей вещи “Люди-Фейки”. Нарочито-эпатажный голос вокалистки отлично гармонирует с мощным драйвом на грани Doro, Die Krupps и Rammstein (вспомните, в середине 90-х сама Доро Пеш была без ума от последних двух коллективов, отголоски влияний которых до сих пор слышны в её песнях).

И снова сюрприз: панковые и чисто электронные, почти дискотечные, “попсовые” влияния в следующей вещи “Ненависть” воспринимаются как настоящий взрыв эндорфинов. Неоднозначно звучат сэмплы, но идея песни, безусловно, понятна. Сомнений в том, что вставить их было необходимо, совершенно не возникает, но… звучать они могли бы и лучше. Впрочем, критиковать ни сами песни, ни их аудиальное воплощение желания совершенно не возникает. Чувствуется, что Света не раз и не два подумала, прежде чем остановиться именно на том варианте, который мы сейчас слышим, очевидно, что это был оптимальный и единственно возможный ход, исходя их тех технических возможностей, которыми она обладала на момент записи композиций, но отнюдь не в технических данных и вообще не в эквалайзерах и не в звуковых дорожках здесь дело.

То, что делает Света, это рок, спетый так, как будто завтра конец света. Даже когда она отходит от рока как такового и поёт, например, “Неженский Блюз”, явно отсылая нас к классическим альбомам Патрисии Каас и Эми Уайнхаус, делает это основательно, жёстко, с чувством и с такой страстью, что стёкла в окнах начинают вибрировать, а транспорт на улице вдруг встаёт в одну бесконечную пробку. Даже расслабленная и как будто легкомысленная “География” не кажется выпадающей из общего ряда серьёзных и прицельно бьющих по обнажённым нервам боевиков. Скорее это лёгкая аллюзия в сторону “просто рока” в духе Bon Jovi или даже Rolling Stones, небольшая передышка перед искромётной, шокирующей, электронно-наэлектризованной “Бой С Собой”, где отсылки в сторону электроклэша уже не кажутся такими уж неочевидными.

Кавер на “Марионетки” Короля И Шута добавит щепотку той самой, необходимой на каждой по-настоящему хорошей пластинке классики с узнаваемыми интонациями и фразами КиШа, но спетыми и подаными совершенно иначе и с совершенно другими оттенками в голосе. Последняя лирическая передышка в виде ностальгической зарисовки “Дождь В Париже” и перед нами, наверное, самый провокационный, скандальный и эпатажный номер - “Оттенки Чёрного”, который Света с самого начала позиционировала как бонус, не желая подгонять под логотип S-KY и выпустив под своим именем. Описывать этот, ставший финальным в предлагаемой компиляции трек совершенно бессмысленно – нужно слушать. Скажу только, что даже адепты БДСМ оценили способность певицы к перевоплощению и играм на контрастах, приняли и полюбили эту песню.

Не скрою, никогда не любил best-компиляции. Любой сборник, любая подборка субъективны. Если есть желание по-настоящему понять творчество той или иной группы, лучше начинать читать биографию, статьи, интервью, рецензии и слушать альбомы. Сборника будет недостаточно. Ну а уж если выбирать “самые-самые” песни, то исключительно самому и, уже как следует расслушав все номерные альбомы, что говорится, “от и до”. Мне кажется, Света немного поспешила обнародовать первые два полноформатника, и, по сути, сейчас перед нами и есть её настоящий дебютник, а вовсе не “best of…”. Думаю, именно в таком качестве и стоит воспринимать “Бесtовскую Дюжину”. Отличный набор отличных песен – разных, непохожих друг на друга как стилистически, так и по настроению, по аранжировке, по подаче, но одинаково глубоких, эмоциональных, живых, искренних. Слабых мест на этом релизе просто нет. Настоящий рок.