ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Самое время выпускать песни на его стихи!” Интервью с Consuelo.

15-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сегодня, 15 апреля исполняется 135 лет со дня рождения замечательного русского классика и выдающегося поэта Николая Гумилёва, и мы с удовольствием предлагаем нашим читателям эксклюзивный материал, имеющий самое прямое отношение к творчеству и жизни этого интересного человека. В нашем сегодняшнем интервью с лидером и вокалисткой Consuelo Каэтаной Альба мы самым внимательным и тщательным образом постарались осветить все возможные аспекты, связанные с недавним синглом Consuelo на стихи Николая Степановича “Когда мы умели летать”, коснулись его творчества, личной жизни и повседневности, ну а что из этого получилось, вам лучше увидеть и оценить самостоятельно. (спойлер: получилось здорово и прекрасно, как, впрочем, и всегда, когда речь идёт о разговорах с Каэтаной – обстоятельнейшая беседа с элементами литературоведения, где много академического, юмористического, жизненного и просто искренней и горячей любви к поэзии и настоящему искусству)

Алексей: Здравствуйте, Каэтана! Давайте сразу начнём разговор о Вашем новом сингле на стихи Николая Гумилёва. Не знаю, как Вам самой, а со стороны может показаться, что для Вас было чем-то вроде долга сделать релиз, посвящённый этому человеку: после таких ярких и красочных работ, главной героиней которых была Анна Андреевна Ахматова, обойти вниманием её мужа было, наверное, почти невозможно. А как Вам самой кажется, присутствовал ли некий оттенок долженствования в ходе работы над актуальным синглом Consuelo? 

Здравствуйте, Алексей! Да, со стороны, наверное, и правда так может показаться. Но на самом деле для  меня  Анна Ахматова и Николай Гумилев - это две абсолютно разные стихии. Несмотря на то, что они жили в одно время и часть жизни под одной крышей, так как их связывали узы брака, и творили в похожей стилистике, но, тем не менее, Ахматова и Гумилев – это два совершенно разных поэта, два разных мира, если  хотите. Чтобы это понять и почувствовать, нет лучшего средства, чем погрузиться в чтение стихов того и другого автора. И все сразу встанет на свои места.

В моей  жизни так произошло, что с творчеством Анны  Ахматовой я познакомилась раньше, а когда в руках оказался сборник стихов Николая Гумилева, то хоть я и прекрасно знала, что это ее муж, но погрузившись в чтение, я уже не думала об этом, а мысленно отправилась в путешествие по экзотическим странам, в которых Николай Степанович провел значительную часть своей  недолгой жизни и которым соответственно отведено немалое место в его творчестве. Муза Дальних Странствий – вот кто покровительствовал ему, а у Анны Ахматовой была совсем другая Муза. Анна Андреевна вообще мало путешествовала в отличии от своего супруга и собрата по цеху поэтов…Но, конечно, различия между ними на этом не заканчиваются…

Виктория: Здравствуйте, Каэтана! Нельзя не заметить, что Вам настолько полюбились музыкальные эксперименты на основе стихов поэтов Серебряного века, что вот уже энный по счету Ваш релиз записан на их произведения. На этот раз Вы решили порадовать слушателей собственной интерпретацией стихотворений Николая Гумилёва, которые и вошли в трёхпесенный сингл « Когда мы умели летать». И этот сингл будет предшествовать полноформату. Расскажите, почему Вы решили заранее немного « раскрыть карты» и не представили сразу полноценный альбом? 

Здравствуйте, Виктория! Пожалуй, стоит открыть маленький секрет, - полноформата скорее всего не будет. Ну, процентов на 90, по крайней мере. Дело не в том, что материала на него нет, материала как раз хватает, но он получается такой разнородный и разноплановый, что я с трудом могу видеть его на одном диске. Поэтому, вот в октябре 2020 вышел сингл « Когда мы умели летать», в течении 2021 года выйдет еще один сингл, а оставшиеся треки я скорее всего выпущу как мини-альбом. Проще сделать три разных релиза, а потом просто выпустить подборку моих песен на стихи Николая Гумилева, в которую войдут уже все песни.

Дело в том, что стихи, на которые написана музыка, относятся к разным периодам жизни и творчества поэта Гумилева, соответственно несут в себе разное поэтическое послание и на музыке это тоже отражается самым серьезным образом - по стилю песни очень сильно отличаются друг от друга, некоторые кардинально, поэтому мне кажется, что на одном альбоме они будут выглядеть странно, получится некий  гибрид или гремучая смесь. Хотя, это еще не окончательный вердикт и если  мне все же удастся найти соломоново решение и придумать такой литературно-музыкальный концепт, благодаря которому  удастся выстроить   последовательность треков  таким образом, что они будут гармонично сочетаться, плавно и логично сменяя  друг друга, то вероятно альбом на стихи Гумилева все же состоится. Но пока для меня самой это еще под вопросом…

Алексей: Как и в чём отличался подход к работе над синглом « Когда мы умели летать» от синглов, посвящённых Ахматовой? Как насчёт тех мистических ощущений и удивительных совпадений, которых было так много в ходе работы над ними, было ли нечто подобное в этот раз? 

Как мне кажется, подход к работе у настоящего художника есть только один, и он заключается в том, что из каждого произведения непременно должен получиться шедевр, притом не в плане популярный хит, а именно шедевр, который надолго переживет самого  автора, лет так на сто. А еще лучше на тысячу. И не важно, что в итоге подобного может и не случиться, тем не менее творческий  настрой , с которым стоит приступать к работе, должен быть именно таким.

А насчет мистических ощущений и удивительных совпадений, то в плане первого, в работе над наследием Анны Ахматовой, мистические ощущения были одного рода, я думаю лучше всего их удалось отразить в клипе « Я голос ваш», - то есть какие-то странные звуки, шорохи и ощущение, что вот-вот появится Анна Андреевна собственной персоной, то в случае с Гумилевым было иначе. Просто приходят  в голову разные идеи, которые ты четко понимаешь, что изначально не твои, а кто-то тебе их транслирует. То есть вроде ничего особенного не происходит на первый взгляд, эти мысли не приукрашены неким ореолом таинственности, но тем не менее суть от этого не меняется и ощущение, что они - не твои, а просто кто-то считает что ты должен так сделать, тебя не покидает ни на минуту.

А насчет удивительных совпадений, - одно вот было, отчасти его можно отнести к разряду курьезных, хотя если посмотреть с другой стороны… Ну в общем я расскажу, а дальше судите сами. Моя мама, как свойственно многим пожилым людям, часто смотрит передачи о здоровье и особенно она любит те, которые ведет доктор Александр Мясников. Мне она тоже все время рекомендует их смотреть, говорит что этот врач очень знающий и дает много полезных советов. Возможно, когда мне будет лет 70, я действительно последую ее совету, пока правда, как-то не очень интересуюсь подобной тематикой.. Но однажды, в прошлом году, точно помню, что  это было весной, во времена самоизоляции, я включила ТВ и по нему как раз шла передача вышеупомянутого доктора, который говорил  о коронавирусе. Ну, я решила не переключать на другой канал, но вышла из комнаты буквально на пару минут. Когда же я вернулась, моему удивлению не было предела, - доктор, который только что говорил о Covid-19, читал стихи. И притом не кого-нибудь, а именно Николая Степановича Гумилева:

« Вывеска…кровью налитые буквы
Гласят-зеленная, - знаю тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом. как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком на самом дне.»

Это строки одного из лучших, можно даже сказать из культового стихотворения Гумилева « Заблудившийся трамвай», в котором он предсказал, в частности, свою гибель. С чего вдруг доктор Мясников в медицинской программе начал читать это стихотворение? Ему звонили телезрители, задавали разные вопросы, в этот момент возникла пауза, чей-то звонок сорвался, вот он и воспользовавшись ею, решил почитать стихи, наверное ради разнообразия, а почему именно этого поэта, ну возможно он  тоже поклонник его творчества…

А работа над моими песнями на стихи Николая Степановича в тот момент как раз шла полным ходом, но «Заблудившегося трамвая» среди них не было, стихотворение это достаточно длинное, сложное  и неудобное  для написания музыки и я изначально вообще не планировала делать из него песню. Но тут, словно кто-то меня толкнул, почему-то услышав эти строки в устах доктора Александра Мясникова, я решила, что непременно нужно сделать из этого стихотворения песню, как бы это ни казалось трудно. И вот, на данный момент она уже создана и в этом году выйдет в качестве второго сингла. Трек уже полностью аранжирован и осталось только записать живые инструменты и вокал.

И, наверное это будет самое нестандартное и авангардное творение Consuelo на сегодня. Кстати, в этом году как раз годовщина, - 100 лет со дня смерти Николая Гумилева, - 26 августа 2021, вот именно в этот день я и планирую выпустить «Заблудившийся трамвай». Более подходящую дату  сложно и  придумать! Вот такое удивительное совпадение! Надо же было мне в тот вечер случайно  включить медицинскую передачу, решить не переключать ее и войти в комнату в тот самый момент, когда доктор начал читать именно это стихотворение! Наверное, в этом тоже есть какая-то мистика, ведь эта программа шла в прямом эфире, а не в записи, соответственно читать доктор Мясников мог начать кого угодно, и Блока и Есенина, а мог чуть раньше дозвониться телезритель со своим вопросом. Но случилось именно так, как случилось. Так что, наверное за этот новый сингл , за то что он вообще был мною создан можно поблагодарить вышеупомянутого врача! «Вот так причудливо тасуется колода!»

Виктория: А какие чувства у вас в душе вызывают произведения Николая Степановича и как они отличаются от чувств, вызванных стихами Анны Ахматовой? Одинаково ли Вы любите творчество этой супружеской пары или творчество кого-то одного Вам импонирует больше? 

Наверное, ответить на этот вопрос однозначно вообще невозможно. Как я уже писала выше, для меня Ахматова и Гумилев, - это два разных мира, два разных океана или два разных материка. Поэтому тут даже и  сравнивать нельзя. Можно лишь сказать, что я люблю их обоих, но соответственно, какой-то разной любовью, которую нельзя измерить по силе, какая больше, а какая меньше. Чувства, они соответственно тоже вызывают совсем непохожие. И притом, если взять  творчество одной Ахматовой, допустим  раннего периода, как раз времен их брака с Гумилевым  и зрелую Ахматову времен «Реквиема», « Поэмы без героя», то оно тоже будет вызывать разные чувства. Лично мне ее творчество зрелого периода всегда нравилось больше, так как вся мощь, многогранность и масштаб ее таланта и личности в полной мере проявляются именно в нем.

При этом, я знаю, что есть люди, кому больше нравится раннее творчество Анны Андреевны, которые, как говорила она сама, «замуровывают ее в 10-е годы 20 века». То есть, когда ее поэзия еще была ограничена рамками камерности, хотя с самого начала уже не вмещалась в них. Я имею ввиду, два первых цикла ее стихов «Вечер» и «Четки», в которых в основном преобладала любовная лирика. Вот эта лирика и лирика поздней Ахматовой вызывает совершенно различные чувства, а это мы говорим о творчестве только одного поэта, а уж если сравнивать его с другими, то контраст будет еще ярче. Но это трудно передать словами, не погружаясь в детальный литературоведческий  анализ, а такой задачи у нас нет, так как портал ASTARTA все же в первую очередь не литературный, а музыкальный. Но если все же попытаться подвести итог, то можно сказать, следующее, то, что заложено в стихах Ахматовой и Гумилева, то, как я это понимаю и  то, какие чувства у меня это вызывает, передано в моих композициях на стихи  обоих  поэтов. То есть ответ на этот вопрос, если можно так выразиться, я уже дала посредством музыкального языка…

Алексей: Трудно ли было выбирать, какие из стихов Гумилёва сделать песнями? Насколько быстро Вы определились в этом плане и не было ли такого, что какие-то стихотворения из тех, что поначалу планировалось использовать и сделать песнями, все-таки остались за бортом? 

Самая большая сложность заключается в том, что хочется написать музыку практически на все стихи, какие только есть в сборнике, но понимаешь, что этого делать не стоит, просто невозможно, так как стихов слишком много, да и есть риск начать повторяться, а это совсем ни к чему. А за бортом, как я теперь решила, не буду оставлять ничего из уже созданного. Была одна песня, нет, пожалуй, даже две, в которых я сомневалась, брать их или нет, но теперь точно знаю, что сделаю все, какие есть.

И вот что повлияло на мое решение. Недавно я решила послушать композиции других музыкантов на стихи Гумилева. И честно, говоря, была весьма разочарована. Во всех произведениях, что я услышала, музыка является чисто фоновым дополнением, либо  это что-то вроде бардовской песни под гитару, либо используются другие инструменты, но такое ощущение, что авторы композиций боятся стихов, которые они взяли, боятся авторитета поэта и обращаются со стихами очень робко, пытаясь создать что-то вроде рамы для картины. Никого из тех авторов обидеть не хочу, поэтому фамилий упоминать не буду, в конце концов, каждый как умеет, так и пишет. Но хочется сказать им всем одно: «уважаемые господа, рама-то для картины тоже должна быть достойной этой картины, а не просто лишь бы какая была…»

Если говорить о моем подходе к написанию музыки на стихи известных поэтов, то я всегда стараюсь действовать таким образом, - стихотворение для начала надо максимально прочувствовать, понять, прожить его, как  хороший актер проживает роль, именно когда не играет, а живет! А в музыке, по возможности попытаться отразить то, что сказано в стихах. По крайней мере, попробовать это сделать! Понятно, что у каждого человека будут свои ассоциации и свое видение, и поймет каждый по-своему творчество того или иного поэта, но это как раз и есть самое  интересное!. И намного интереснее монотонного пения или речитатива под одни и те же повторяющиеся гитарные аккорды. Вот по этой причине, я и решила, что все-таки доделаю все, что я  написала на стихи Николая Степановича. По крайней мере, в свои композиции я вкладываю много душевных сил и энергии  и пытаюсь  сделать их достойными стихов, насколько это возможно. И делаю это искренне, проживая каждую строку этих стихов и каждое слово…

Алексей: Как Вам кажется, какие музыкальные тенденции в большей степени преобладают в Ваших композициях на стихи Ахматовой и в треках, инспирированных Гумилёвым? В чём сходство и в чём отличие?

В релизах на стихи Ахматовой все же преобладает камерность, по крайней мере, если взять мини-альбом «Ты выдумал меня». Композиции  являются отчасти наследницами  классического романса и в чем-то напоминают ту музыку, которая  могла быть создана во времена молодости самой  Ахматовой, - фортепиано, скрипки, виолончели, классическая гитара и только небольшие вкрапления электроники и саунд-эффекты дают понять, что это все же 21 век, хорошо забытое старое на новый лад, а не начало 20 столетия. Трек «Для великой земной любви» с одноименного сингла, вышедшего в прошлом году, тут уже вступает симфонический оркестр и  композиция выглядит более масштабной, представляя собой гимн великой земной любви, - лейтмотив всего творчества Анны Ахматовой. И наконец «Я голос ваш» - вот это уже полный отрыв и попытка сочетать ахматовский текст с современными музыкальными влияниями.

Да, я тоже, как те авторы  не сразу вышла из тени известных и любимых мною поэтов, тоже пыталась в начале делать что-то близкое к фоновому аккомпанементу, когда стихи намного важнее музыки. А вот «Я голос ваш» - это уже получился некий диалог ахматовского стиха и моей музыки, как ни самонадеянно это звучит, но уверена, что ахматовский текст от этого ничуть не пострадал, а наоборот заиграл какими-то новыми красками… Конечно, причина весьма проста, - часть моих песен на стихи Ахматовой была  написана давно, те, которые вошли на мини-альбом «Ты выдумал меня». А  материал на стихи Гумилева был создан гораздо позже, уже в наши дни и оказался в какой-то степени продолжением музыкальных тенденций композиции «Я – голос ваш». То есть здесь все сразу пошло от тандема стиха и музыки, от попытки передать в музыке то, что автор хотел сказать между строк.

Сами стихи Гумилева столь полифоничны, если можно так выразиться, а слог автора настолько отточен, что по большому счету они сами звучат как музыка и просто  в фоновом дополнении точно не нуждаются. Вот потому сразу и получилась такая  сложная  и разнообразная звуковая палитра, много  электроники и всевозможных современных фишек, чтобы как-то передать  все это.  А в следующем  сингле еще и металлические гитарные  риффы и живые барабаны добавятся, открою, пользуясь случаем, маленький секрет. Это как раз следующего релиза  касается, «Заблудившегося трамвая». Вообще, этот год уникален в отношении Николая Гумилева. 15 апреля 2021- 135 лет со дня рождения Николая Степановича, а 26 августа – 100 лет со дня его гибели.  Самое время выпускать песни на его стихи!

Виктория: Вы заметили, что стихи Гумилёва, посвящённые его жене, более восторженные и пространные, чем её, которые она посвящала ему. Её стихи отличались прямотой, можно сказать «аскетизмом»…Как Вы считаете, можно ли по ним судить о силе любви, испытываемой ими друг к другу?

Это и не секрет, что Гумилев любил Ахматову больше, чем она его, он ведь несколько раз делал ей предложение, а она ему отказывала, так как любила в молодости другого человека. Потом, правда все-таки решилась выйти за него замуж. Если верить ее же письмам, она согласилась, так как «Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли его, я не знаю, но кажется мне, что люблю…». Об этом она писала в письме своему другу и родственнику.

Виктория: Как Вы думаете, могли ли Николай Гумилёв и Анна Ахматова как-то «подавлять» друг друга, что часто встречается в семьях, где оба супруга творческие личности (и особенно, когда в одном направлении)? Чувствовали ли Вы какие-то отголоски и намёки на это в их произведениях?

Не только Ахматова и Гумилев, а в самых обычных семьях такое часто происходит, что супруги подавляют друг друга и что им на самом деле не комфортно под одной крышей. А что уж говорить о художниках с большой буквы?  А что касается намеков в их произведениях, то тут мне вспомнился  один забавный  случай, - когда было опубликовано стихотворение Анны Ахматовой, в котором есть строки «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем»,  то на следующий день знакомые литераторы, завидев на улице Николая Степановича, не только не здоровались с ним, но и переходили на другую  сторону. Потом, конечно, выяснилось, что это просто стихотворение, не имеющее ничего общего с тем, что происходит в семье двух поэтов, но изначально их собраться по ремеслу поняли все буквально, и Николаю Гумилеву пришлось почувствовать себя весьма некомфортно…

Виктория: Не показалось ли Вам, что стихотворение Николая Гумилёва «Отравленный», вошедшее на актуальный сингл, по атмосфере и стилю похоже на «Сжала руки под тёмной вуалью» Анны Ахматовой? И написаны оба произведения в один год – в 1911… Могло ли это быть каким-то ответом, диалогом между ними?

Да, это весьма вероятно. Даже, почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что так оно и было. Правда, это стихотворение Ахматовой, наверное, одно из немногих, к которым я прохладно отношусь, и не потому, что оно какое-то не такое, а просто потому, что его часто цитируют именно применительно к ранней Ахматовой те, кто любит «замуровывать ее в 10-е годы 20 века» как она сама выражалась. То есть те, кому хочется ее видеть автором салонной поэзии, женской любовной лирики и только. Но Ахматова, как мы уже говорили, была ранняя и поздняя, а вот творчество  Гумилева, который прожил всего 35 лет, на раннее и позднее делить не принято. У Николая Гумилева была одна Муза, имя ей Анна Ахматова. Она была и его Музой и главной женщиной в его жизни, несмотря на наличие других. А вот в жизни  Анны Андреевны Николай Степанович не был главным мужчиной, он скорее был для нее другом и поэтом, которого она очень высоко ценила... Вот, наверное, если не все, то многие  тайны их взаимоотношений в этом и кроются…

Алексей: Не секрет, что в ходе работы над произведениями, посвящёнными каким-то реальным историческим деятелям, конкретным людям, очень важна эмпатия, способность настроиться на нужную волну и передать эмоциональный фон, настроение своего героя. На кого в этом плане Вам было легче настроиться: на Ахматову, Мандельштама или Гумилёва?

Тут трудно дать четкий ответ. На всех было настроиться не так уж легко и при этом на всех совершенно по-разному. Сравнивать, пожалуй, даже не стоит. В каждом случае абсолютно иные эмоции, ощущения… Хотя, когда уже полностью включаешься в работу и уходишь в нее с головой, то кажется, что и не нужно было настраиваться, что все само пришло. Однако, подобное чувство появляется не сразу. Почему-то мне  вдруг вспомнился старый советский фильм «Волшебная лампа Алладина»,  вот хорошо бы мне тоже иметь такую лампу, потрешь об нее один раз, - настроишься на творчество Осипа Мандельштама, два раза – на Николая Гумилева, три – на Анну Ахматову…Хотя, иногда мне кажется, что она у меня все-таки есть, просто ее нельзя увидеть, раз уж речь зашла о сказках, то вероятно это лампа-невидимка…

Алексей: А сейчас, когда ваш новый сингл «Когда мы умели летать» уже выпущен и можно сравнить его с предыдущими работами Сonsuelo, как Вы могли бы оценить эту работу? Быть может, можно составить Ваш личный топ синглов Consuelo по поэтам Серебряного века?

Да, пожалуй, можно. Правда у меня получится так, что почти  каждое место займет не кто-то один, а разделят разные авторы между собой.

Итак, 1 место: Осип Мандельштам «Петербург, я еще не хочу умирать!» и Анна Ахматова «Я - голос ваш».

2 место.  Анна Ахматова «Ты выдумал меня», Николай Гумилев « Когда мы умели летать».

3 место Анна Ахматова «Для великой земной любви».

Ну, это на сегодняшний день, когда еще не весь материал на стихи Николая Гумилева доделан. А потом топ может измениться.

Виктория: Нельзя не вспомнить о том, кто продолжил род четы поэтов – Льве Гумилёве, который также является более чем достойным человеком. Он, как и его родители, писал стихотворения, но главное признание получил как учёный в разных областях науки… Стоит ли думать, что после Николая Гумилёва в Ваших планах настанет черёд  Льва Гумилёва, и его произведения тоже станут композициями Consuelo?

Если говорить о стихах Льва Гумилева, то они, насколько мне известно, похожи на стихи его отца, а главное признание, как Вы правильно отметили, он действительно получил как ученый, а вовсе не как поэт. Конечно, это весьма  интересная идея написать музыку не на стихи, а проиллюстрировать ею научный труд, например  «Этногенез и биосфера земли» или «Тысячелетие вокруг Каспия», - такого еще никто не делал. Правда, эта идея хоть и очень оригинальная, но слишком уж трудно выполнимая. Это должно быть, наверное, что-то вроде симфонии, отразить в музыке как  несутся гунны, сметая все на своем пути...

Про гуннов Лев Гумилев  писал очень много, так что без них никак будет не обойтись. Но тут мне почему-то сразу вспомнился «Танец с саблями» Хачатуряна… Хотя, напрямую иллюстрировать научные труды музыкой – это весьма странно, да и неизвестно, стоит ли такое делать, а вот создать какое-нибудь произведение для симфонического оркестра или для хора и оркестра  и написать в посвящении, что на создание данного музыкального  опуса меня вдохновили такие-то научные труды Льва Николаевича Гумилева, - пожалуй это даже очень неплохая мысль. Возможно, когда-нибудь я займусь этим, правда тогда мне придется вначале серьезно расширить рамки моего музыкального образования, все-таки симфония – это не песни, а нечто куда более сложное, но с другой стороны, - музыкант ведь и должен всегда развиваться, а не стоять на месте…

Виктория: Говорят, что Вы даже встречались когда-то со Львом Гумилёвым на лекции, где он читал свои труды…Какое впечатление он у Вас оставил и похож ли он в плане этой особой личностной целостности, поэтического горения на своих родителей? Можно ли сказать, что как раз именно он породил в Вас такой большой интерес к творчеству его родителей, что он не ослабел с годами?

Да, эту встречу я никогда не забуду, хоть и было это очень давно, еще в мои школьные годы. Конечно, в его научных воззрениях я тогда мало что понимала, прочла его произведения уже потом, во взрослом возрасте, а в тот момент меня он исключительно интересовал не как ученый, а как сын двух знаменитых поэтов 20 века, моих любимых поэтов. Собственно единственный вопрос, который меня тогда в первую очередь волновал, это на кого Лев Николаевич больше похож, на своего отца или на мать. Сейчас, вспоминая об этом дне, который был так давно, и при этом  кажется, как будто вчера, могу сказать одно, эта встреча конечно произвела на меня тогда очень сильное впечатление. Получается, что ахматовские и гумилевские гены соединились в  нем и получилось вовсе не как в поговорке, что сотворив гения, а тем более двух, природа отдыхает.

В данном случае природа постаралась три раза и так, как будто все литературное  творчество своих родителей сын перевел на язык, науки, он по сути  продолжил их дело, но только по-своему. Ведь наука – это тоже творчество, только то, которое еще опирается на научные факты. То есть это более сложное творчество, по сути дела, чем поэзия. И нет ничего удивительного в том, что именно он, сын двух великих людей создал теорию пассионарности, наверное во многом генетика отца и матери толкнули его на то, что он задумался над такими вещами. Ведь по большому счету  пассионариями были и его родители и он сам. Ну а тогда я пришла к выводу, что он похож на обоих своих родителей, имеется ввиду внешне. Что-то в нем было и гумилевское и ахматовское.

А если посмотреть его фотографии разных лет, то вообще очень интересно получается, выходит что в молодости он больше был похож на своего отца, а в пожилом возрасте наоборот на мать. Так что Анна Андреевна была не права, когда говорила, что « У Левы все от отца, а от меня ничего нет». Просто она не дожила до того времени, когда ее черты невольно проступили в нем. Нельзя сказать, что именно эта встреча породила во мне такой большой интерес к творчеству его родителей, который не ослабел с годами, этот интерес итак был силен и вряд ли бы пропал со временем. Даже если бы я не попала тогда на ту лекцию их сына. Но скорее, здорово, что бывают такие семьи, в которых и мать и отец и сын – все талантливые,  и несут в этот мир свет и то что возвышает человека и облагораживает его душу, будь то литература, поэзия или наука! Так что спасибо Вселенной за то, что она посылает таких замечательных людей в этот мир! Думаю многие поклонники поэтов Анны Ахматовой, Николая Гумилева и ученого Льва Гумилева со мной согласятся!

Алексей: Как считаете, какие качества в первую очередь отличают настоящего поэта от простых граждан? Что такое настоящий поэт и способны ли в принципе современники сравниться и встать в один ряд с такими людьми, как Анна Андреевна и Николай Степанович? 

Думаю, на этот вопрос смогут ответить только потомки, о том сможет ли кто-то из современных авторов встать в один ряд с Ахматовой, Гумилевым, Блоком и Мандельштамом. Такие вещи проверяются только временем и новыми поколениями. Многие поэты, которые были весьма популярны во времена Ахматовой и Гумилева, Пушкина и Лермонтова, - сейчас даже имен то их никто не вспомнит. Река времени безжалостно топит в волнах забвения все низкосортное, конъюнктурное и недостойное называться настоящим искусством, а на берег выносит лишь настоящие бесценные сокровища.

А отличие настоящего поэта, или, скажем более обобщенно, настоящего художника, от простых граждан в том, что он всегда старается что-то оставить после себя. И делает он это не потому, что надеется любой ценой влезть в историю, а просто потому, что он не может иначе. Мог ли знать Иоганн Себастьян Бах, что когда-то, через много лет после смерти он фактически станет композитором номер один во всем мире, его произведения будут изучать во всех музыкальных школах, колледжах, консерваториях, они будут исполняться на многочисленных концертах классической музыки в ведущих мировых музыкальных театрах, филармониях, концертных залах и.т.д? Думаю, он о таком даже и мечтать не мог. Он просто создавал музыку. У всех гениев есть только одно желание, - оставить свой след на этой земле, они запрограммированы на это еще при рождении, а может быть и задолго до него…

Виктория: Будете ли Вы продолжать выпускать релизы на стихи поэтов Серебряного века? Стоит ли нам ожидать когда-нибудь от Вас композиций на стихотворения Мережковского, Блока, Маяковского, Есенина и других?

В принципе, есть мысли сделать несколько песен на стихи Александра Блока и Бориса Пастернака. Скорее всего, это будут синглы, хотя, может и нечто большее. Правда, когда я приступлю к осуществлению этих замыслов, пока сказать сложно. Наверное, уже после того, как доделаю весь материал по Николаю Гумилеву.

Алексей: У вас уже есть представление, за что Вы возьметесь, когда цикл работ, посвящённых поэтам Серебряного века, будет закончен? Каким будет новый период развития Consuelo?

Так далеко загадывать я пока не хочу. В любом случае, у меня есть любимые поэты не только  эпохи Серебряного века и не только русские. И уже есть песни на стихи поэтов из разных стран мира, возможно когда-нибудь я тоже приду к тому, чтобы опубликовать этот материал. Разумеется, и новые песни можно написать, так обычно и происходит, начинаешь доделывать старый материал, придуманный много лет назад, а в итоге создается что-то совершенно новое. Ремейками оперных арий я тоже планирую заниматься  и дальше. Но вообще у меня есть и полностью авторские песни, со своими текстами, а не только с  музыкой и как минимум на альбом их точно хватит. Кстати, над ними я сейчас как раз работаю и планирую выпустить их в ближайшие пару лет.

Виктория: Легко ли Вам писать музыку на стихи поэтов? Всегда ли есть идеи, задумки? Бывало ли, что песня уже записана и выпущена, но потом приходит идея новой музыки для этой композиции, совершенно другая аранжировка, идея добавить какие-то нестандартные инструменты и.т.д.?

Конечно, бывает. Иногда музыка рождается в голове как бы сама и остается только перенести ее на клавиши, иногда приходится долго думать. Чаще всего – какой-то средний вариант, не без трудностей, но и не безнадежный. Да, разумеется, бывает когда уже сделаешь и выпустишь релиз, а потом приходят в голову какие-то иные варианты, как можно было сделать ту или иную вещь, и в плане мелодики и в плане аранжировки и т.д. Но наверное так происходит у всех авторов. Все мы находимся в вечном поиске музыкальной и поэтической истины, если можно так выразиться. То есть идеального баланса стихов и музыки, а пределов совершенству, как известно не существует…

Алексей: Ваш новый сингл «Когда мы умели летать» в плане инструментала кажется самым насыщенным, полифоничным и объёмным. Как так вышло и на какой стадии работы над релизом появилось ощущение, что треки со стихами Николая Гумилёва должны быть именно такими? 

Это как-то само собой произошло. Я  уже говорила, что при создании музыкального материала на стихи известных поэтов, стараюсь по возможности передать в музыке то, что автор сказал в своих  стихах или то, что оставил между строк… Видимо скрытое послание и послезвучие  гумилевских строк такое сложное и многогранное, что только за счет полифоний и навороченных музыкальных решений его оказалось возможно передать. Уверена, если бы Николай Гумилев сам стал писать музыку на свои стихи, это не было бы простой  и примитивной бардовской песней на трех аккордах… Хотя бы потому, что этот человек никогда не искал простых путей, ни в жизни, ни творчестве…

Виктория: А замечали ли Вы, что в большинстве своём поэты Серебряного века были несчастливы в любви? Как Вы считаете, с чем это связано? Можно ли сказать, что их преследовал злой рок, они родились под несчастливой звездой или, на Ваш взгляд, причины кроются в чём-то другом? И кстати, как Вы считаете, влияла ли несчастная любовь на их произведения, и если да, то как именно?

Мне кажется, что у поэтов Серебряного века была совсем другая проблема, притом куда более серьезная, нежели несчастная любовь. И имя ей октябрьская революция 1917 года. Вот это и есть та самая «несчастливая звезда и злой рок». Большинство из них принадлежали к дворянскому сословию, либо к какому-то другому, но чаще всего к тому, которое новая власть не жаловала. Да и они сами, учитывая их воспитание и образование либо не могли принять рабоче-крестьянскую революцию совсем, либо принимали с большим трудом.

Если жизнь человека приходится на такой исторический период времени, когда происходит крах одной эпохи и одной системы ценностей и замена их на совсем другие, прямо противоположные, то это не может никак не отразиться на его существовании.  И это, безусловно, отразилось, Николай Гумилев, как истинный монархист и православный христианин, был расстрелян по подозрению в участии в белогвардейском заговоре, Осип Мандельштам был репрессирован за свои слишком откровенные обличительные стихи, в частности «Мы живем под собою не чуя страны» и умер в лагере, а Анна Ахматова всю жизнь прожила с клеймом жены и матери врага народа… А в плане личных отношений, разве был несчастлив Осип Мандельштам со своей женой Надеждой, которая была ему так предана, что сопровождала его по всем ссылкам, а после его смерти посвятила свою жизнь сохранению поэтического наследия своего мужа? А Анна Ахматова пользовалась большим успехом у мужчин, любила сама и была любима и трижды выходила замуж, но как первого ее мужа Николая Гумилева, так и третьего Николая Пунина забрала репрессивная советская машина…

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус уехали из России и до конца своих дней прожили вместе… Так что, если поэты Серебряного века и были в какой-то степени  несчастливы в любви, то по сравнению с проблемами, которые выпали на долю тех из них, кто остался на Родине, - несчастная любовь – это цветочки и непозволительная роскошь бывшего аристократа… Ведь недаром же Анна Ахматова писала в одной из своих «Северных элегий», - «Меня как реку суровая эпоха повернула…» А если бы Николая II, последнего русского императора, смерть которого и его семьи, как истинный монархист оплакивал Николай Гумилев, за что и сам тоже поплатился жизнью, предупредили бы заранее о том, что будет с его семьей, то  уверена, он предпочел бы не жениться и не заводить детей, и быть несчастным в любви, хотя бы  ради того, чтобы в тот злополучный день, а точнее злополучную ночь с 16 на 17 июля 1918 года погибнуть одному, а не вместе с женой, четырьмя дочерями и сыном…

Получилось некоторое лирическое отступление, такая отсылка к моему старому  интервью по поводу выхода клипа « Крылья мечты»  осенью 2018 года, но этим я лишь хотела сказать, что несчастная любовь, - это вовсе не основная беда, как поэтов, так и вообще людей, которые жили в ту эпоху…

Алексей: Как Вам кажется, нет ли здесь некоторой закономерности: чем у поэта труднее жизнь и чем больше трудностей и невзгод выпадает на его долю, тем сильнее и пламеннее выходят у него стихи?

Возможно, в этом есть определенная доля истины. Анна Ахматова действительно является  хорошим примером того, как трудности закаляют поэта и  поднимают его на новый уровень искусства… Но жизнь очень сложна и нет одинаковых схем для всех… Например, Марина Цветаева не была так сильна духом, как Анна Ахматова, трудности сломали ее и она покончила с собой. Но это никак не отразилось на ее литературном наследии, которое она оставила нам, потомкам. И хоть мне личность Анны Андреевны и ее творчество гораздо ближе, чем Марины Ивановны, но я  прекрасно понимаю, что она – поэт очень высокого уровня и слава богу, что в истории российской и мировой поэзии были такие люди. Кого-то трудности закаляют, а кого-то уничтожают, люди все разные и мера испытаний, которую они могут принять и пережить, тоже у всех отличается…

Виктория: Будут ли клипы на новые композиции и если да, то когда их можно будет ожидать?

Да, клипы планируются, но не в ближайшем будущем. Есть задумки сразу двух  видеоработ, но самое раннее, когда я смогу приступить к съемкам - это осень 2021, а может быть и позже. Сейчас очень много работы над музыкальным материалом, до клипов пока руки не доходят…

Алексей: Как думаете, легко ли будет найти человека для того, чтобы сыграть в клипе Николая Гумилёва? И какими качествами, помимо внешнего сходства, должен обладать такой человек?  

Вот, честно, даже не думала об этом! В смысле о том, чтобы снять клип, в котором бы фигурировал Николай Гумилев! Хотя, после клипов «Я голос ваш», и «Крылья мечты» вопрос, наверное, вполне ожидаемый. Что ж, пожалуй,  я теперь и правда задумаюсь над этим, почему бы в самом деле не сделать клип с Николаем Гумилевым, не только на песню на его стихи, но и чтобы сам поэт в нем тоже участвовал! Легко ли будет найти человека на эту роль? Не знаю, тут как говорится, без пол-литра не разобраться! А если серьезно, то не попробуешь, не узнаешь, хотя, думаю не очень просто. А какими качествами он должен обладать, - наверное  это смелость и дух авантюризма, в первую очередь. Ну и отношение к поэзии и личности самого Гумилева, если уж не фанатично преданное, то, по крайней мере положительное. То есть противник личности и творчества Николая Степановича вряд ли уместно будет смотреться в его роли, даже если пригласить профессионального актера.

Виктория: В последнее время всё большее количество музыкантов посвящает свои треки, синглы, альбомы разразившейся covid-эпидемии, а некоторые даже снимают клипы про коронавирус…А у Вас не было идеи тоже выпустить сингл или клип, посвящённый этой теме? И кстати, как Вы относитесь к этой инфекции? Есть ли у Вас предположение, почему она возникла, для чего нужна (и когда закончится)?

Да, меня тоже эта тема не обошла стороной, так что, наверное я впервые буду не оригинальна!  Примерно через месяц, как раз выйдет мой новый сингл, состоящий из двух треков, который будет посвящен памяти  всех умерших от пандемии Covid-19. Он будет называться «Небо в осколках». Сейчас уже можно говорить об этом, так как  выход релиза планируется  совсем скоро и пора уже потихоньку рекламировать новую работу. А насчет предположений, откуда взялась эта инфекция, существует, как вы знаете много версий, в том числе и таких, что вирус этот рукотворный.  В общем, как говорится «дело ясное, что дело темное».

Предположения можно строить сколько угодно, правды мы все равно никогда не узнаем, или узнаем когда-нибудь лет через 50 или 100. И уже не мы, а следующие поколения… Кстати, говорят, что Ванга предсказывала эту пандемию, так что если верить ей, то к следующему году все должно закончиться. Что ж, будем надеяться на лучшее!

Алексей: А как в целом covid и ограничения в ходе самоизоляции повлияли на планы Consuelo и Ваши личные планы? Многое ли пришлось отменить, всегда ли удавалось адекватно скорректировать работу? 

Ну, во-первых, международное сообщение отменили как раз в тот момент, когда я находилась за границей, а улететь я не успела. К счастью, мое положение было гораздо лучше, чем у тех людей, которые застряли в чужой стране, где у них никого нет, а деньги практически закончились и кому-то, как я слышала, даже пришлось ночевать в пещере. Кажется в Таиланде это было, если  не ошибаюсь. Нет, я гостила у моих  родственников в США, в штате Флорида. Приехала к ним, когда еще все было не так плохо, но события в марте прошлого, 2020 года, как все мы помним, развивались стремительно. В итоге я провела там три месяца, а уехать смогла только вывозным рейсом в июне 2020, по возвращении еще пришлось две недели провести на карантине дома, хорошо, что у меня в квартире есть балкон!

Кстати, интересно получилось, что последний день моего карантинного заточения как  раз пришелся на 23 июня – День Рождения Анны Ахматовой… Вот у меня всегда так в жизни, сплошные совпадения то ли случайные, то ли нет! Ну и надо ли говорить о том, что в первый же день, когда стало, наконец, можно выходить на улицу, я как истинный музыкант, поехала на студию к звукорежиссеру, записывать новую песню. А вот, кстати мой сингл «Песню Сольвейг», пришлось выпускать в мае, когда я еще была во Америке! Такой контраст получился музыки и окружающей обстановки, - кругом пальмы, жара 30 градусов и выше, самый южный штат США, а на обложке сингла северное море, холодные льды, норвежские фьорды и я в образе скандинавской нордической героини с голубыми глазами и светлыми волосами, то ли Сольвейг, то ли Снежная королева. Но знаете, глядя на эту картинку, становилось даже как-то прохладнее, появлялось ощущение, как будто  повеял свежий ветер далеких северных стран…Так что, как говорится, жизнь полна контрастов и неожиданностей…

Виктория: А лично на Вас пандемия и всё, что связано с covid как-то повлияли? Изменилось ли Ваше мировоззрение, отношение к людям, к миру? 

Повлияли таким образом, что я поняла, никогда в этой жизни нельзя расслабляться, всегда нужно быть начеку. Мы не можем знать, «что день грядущий нам готовит» и об этом всегда следует помнить. Сегодня, кажется, что все хорошо, а завтра все может измениться. Поэтому надо проживать каждый день так, как будто он последний и завтра не наступит! Не потому, что оно и правда не наступит, а просто нужно стараться успеть на своем веку сделать как можно больше, ведь эта жизнь так коротка, а другой не будет. Раньше я старалась не думать о таких вещах, но подобные события, - пандемии, войны, катастрофы, - к сожалению, гораздо ближе, чем нам хотелось бы думать. Поэтому надо просто жить, радуясь каждому дню и стараться не оставлять на потом то, что можно осуществить сейчас…

Алексей: Что у Вас в ближайших планах? Чего ждать от Consuelo этой весной и грядущим летом, осенью 2021 года?

Как я уже говорила выше, в мае 2021 следует ждать релиз, посвященный жертвам пандемии сovid-19, «Небо в осколках», а в конце августа, - второй сингл на стихи Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай», к 100- летию со дня гибели поэта. На осень же запланирован выпуск двух оперных арий, притом совершенно  разнохарактерных, одна – ближе к героическому эпосу, а вторая ария даже не из оперы, а из оперетты. Ну и тогда же, возможно начнутся съемки нового клипа…

Виктория: После ухода гитариста из группы Вы издали уже много материала, но весь он представляет собой либо ремейки оперных арий, либо музыку на стихи поэтов Серебряного века. Станет ли это непреложной традицией или Вы не исключаете выхода на авансцену каких-то других амплуа Consuelo?
 

Традиции для того и существуют, чтобы их иногда нарушать, а исключение из правила является, как известно, лучшим его подтверждением. Конечно, будут  новые амплуа, а какие, - даже я сама еще не обо всех знаю.. Но мой новый сингл, будет как раз на свои стихи, а не на стихи знаменитых поэтов прошлого и с использованием живых инструментов, - гитары, баса, барабанов, то есть ближе к року и металу, чем все то, что я записала и издала  в последние три года.

Алексей: Будет ли этот новый сингл логическим музыкальным продолжением альбома «Ничто не умирает», или без нововведений и каких-то нехарактерных для Consuelo вариаций здесь тоже не обойдётся?

Отчасти да, музыкальным продолжением альбома «Ничто не умирает», но на новом, более качественном уровне. А насчет нововведений, - скоро Вы сможете судить об этом сами, есть они там или нет!

Виктория: Для всего мира прошедший  високосный  2020 год стал очень сложным и непростым… Подвели ли Вы итоги этого года, какие плюсы и минусы отметили? Все ли планы, намеченные на этот год, получилось осуществить?

Почему-то от этого вопроса сразу вспомнился Шекспир, монолог Гамлета,-

«И замыслы с размахом и почином
Меняют путь и терпят неуспех у самой цели…»

Как все же подходят эти слова под 2020 год! Выходит Шекспир – тоже в своем роде Нострадамус!

Если говорить обо мне, то этот год хоть и был  непростым, но совсем негативным и неуспешным я его назвать не могу. В 2020 году я много путешествовала, несмотря на пандемию, а путешествия лично меня очень стимулируют к творчеству, фактически в них я  во многом черпаю вдохновение. Например, давно хотела побывать в Калининграде, послушать орган в Кафедральном соборе ХIII и посетить могилу Иммануила Канта, вот именно в этом году наконец  удалось осуществить свою мечту! Пришлось пока отказаться от идеи съемок клипа, но все-таки три релиза в течении 2020 года мне удалось выпустить сингл «Для великой земной любви» на стихи Анны Ахматовой, сингл-ремейк «Песня Сольвейг» на музыку Эдварда Грига и сингл «Когда мы умели летать» на стихи Николая Гумилева.

А плюсы и минусы всегда присутствуют в нашей жизни в той или иной степени, но несомненный большой плюс - это когда начинаешь ценить в этой жизни каждое мгновенье и стараешься ничего не упустить. Когда ты радуешься таким явлениям, как шум моря, крики чаек, восход солнца или шелест осенних листьев под ногами… Нам часто не хватает времени обращать внимание на такие вещи, и мы проходим мимо них, не замечая…А эти мгновения - это и есть самое главное и ценное  в жизни и они на самом деле дороже всех богатств, славы и успеха… Но только когда в нашу жизнь приходят обстоятельства непреодолимой силы и независящие от нас, мы начинаем ценить и понимать это в полной мере…

Алексей: Спасибо за такие подробные и интересные ответы! Было действительно очень интересно и познавательно! Ваши финальные слова тем, кто был с нами на протяжении данного интервью и пожелания интересующимся проектом Consuelo!

Во-первых будьте здоровы и берегите себя! В наше время это пожелание весьма актуально, учитывая сегодняшние реалии. А во-вторых, живите, как говорится, на всю катушку, старайтесь успеть в этой жизни все и не оставляйте никакие мечты и планы на потом, помните, что «потом» может  означать «никогда»! Как писал Джек Лондон:

«Дай мне выпить, Господь, кубок жизни до дна
Весь в радуге красок живых,
И вечную ночь я смогу превозмочь
Виденьями снов золотых!»

P.S. А чтобы финал нашей беседы не казался столь пессимистичным, хочется вспомнить замечательную песню группы Manowar «Нeart of steel».  Это вообще одна из моих любимых песен и особенно в трудные времена я ее часто слушаю. Мне кажется, что для прошедшего 2020 года она как нельзя лучше подходит:

«Stand and fight
Live by your heart
Always one more try
I’m not afraid to die
Stand and fight
Say what you feel
Born with a heart of steel…»

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная.