ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Satarial "Blessed Brigit"

Satarial, Blessed Brigit

07-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

SATARIAL – 2016
Gothic folk black/tribal metal
"BLESSED BRIGIT"
SYMBOL OF DOMINATION/DEATH PORTAL STUDIO
Россия, Москва

При всей своей амбивалентности и присутствии в собственном становлении максимально различных и даже противоположных творческих эпох Satarial всегда были и поныне остаются первой русскоязычной блэк-командой, которая так или иначе продолжает своё однажды начатое дело, лишь слегка модифицировав и видоизменив в соответствии с требованиями современности своё звучание и свой музыкальный стиль. Стиль… Думаю, что за столько лет эта команда, во главе которой стоит бессменный лидер и основатель Lord Seth, уже вполне заслужила право на то, чтобы критики и журналисты придумали какой-либо особый термин, характеризующий их способ звукоизвлечения – ту музыку, которую они играют в последние лет десять.

Как вы наверняка знаете и помните, это некое смешение готики, фолка, блэка и особой узнаваемой харизмы Лорда Сэта, которая проявляется не только в характерном стихосложении и вдохновенном вокале, но и чувствуется, что говорится, кожей. Мощный саунд, эмблемоподобное оформление обложки, шикарный буклет с текстами песен и фотографиями всех принявших участие в записи пластинки музыкантов, включая уже знакомых нам Анжелику, Лолиту, Егора Демидова, а также виолончелиста, скрывающегося под псевдонимом Dallathar – всё это намекает на то, что Satarial идёт по всё той же стезе, которую так филигранно продемонстрировал на “Lunar Cross” (2014), но не исключает некоторого развития и даже экспериментов. Так и есть.

Уже с открывающего трека мы слышим чуть более полифоничный и авангардный звездопад разных звуков и вокальных техник, типично фолковые переливы норвежского рожка, флейты, виолончели, женские вокальные партии и чуть более ломанный, извилистый ритм. Во втором треке нашему вниманию предлагается чуть ли не чистый фолк в духе Nebelung, который, однако, очень быстро переходит во всё тот же изломанный фолк-готик-блэк, который играет на контрасте тяжёлых стремительных фрагментов и атмосферно-шаманских отрывков. Этот англоязычный трек представляет собой своеобразную звуковую импровизацию на текст “Книги Теней” и является одним из самых необычных произведений на пластинке, уступая разве что финальному номеру.

Надо сказать, что “Blessed Brigit” содержит всего шесть весьма пространных композиций и во многом действительно является экспериментальным релизом. Даже для тех, кто слышал и полюбил “Lunar Cross”, материал, представленный на новой работе Сэта, Анжелики и Лилит, может показаться чересчур дисгармоничным, атональным и хаотичным. По мере прослушивания вспоминаются не только Septic Flesh, Hollenthon, Therion, Penumbra, Arcturus, но и намного более авангардные и мистичные составы. Необходимо отметить, что соответствующие изменения претерпела и лирика группы. Былой сатанизм окончательно отступил в сторону, уступив место магии луны и экстатическим восславлениям в адрес Гекаты и других праисторических богинь:

“Колдовские руны окружают этот круг,
И богиня, и рогатый празднуют сейчас тут.
Голубым огнём горят руны круга колдовства,
И проснуться ото сна те, кто дремлют сейчас в камнях”

(с) “Chaos”

По мере прослушивания нового творения Satarial, я не мог отделаться от мысли, что сейчас основа этой музыки на 100% ритуальна и метафизична. Треки на новом альбоме всецело пронизаны мистикой и дыханием природных ритуалов, которые на полном серьёзе исповедуют участники капеллы. Вставив в проигрыватель “Blessed Brigit”, слушатель почти наяву окажется в лесном храме, где живут древние боги и богини, а звуковое сопровождение действительно напоминает некое богослужение – обряд соединения и слияния с природой и воскресшими духами. Satarial, определённо, сделал огромный шаг вперёд по сравнением со своим прежним творчеством, и этот шаг оказался намного больше и кардинальнее, чем все прежние взлёты этой команды.

Группу невозможно обвинить в эксплуатации собственных идей или в отсутствии оных, но вот как воспримут столь стремительное развитие фэны Сэта? Или альбом и не для них вообще? Лорд Сэт с головой окунулся в дремучую древнюю мистику и сексуальную магию, которой так успешно привлекали народ до пришествия христианства Астарта, Геката, Венера, Изида и другие женские божества. Решив сделать крен от патриархального доминирования в сторону некогда священного и творчески-сексуального матриархата, Сэт сделал из своей группы по-настоящему ритуальный коллектив, проповедующий триумф и манифест древних языческих практик и не интересующийся ничем другим. Ну а вот как относиться к этому – решать уже исключительно вам. Кстати, что касается особого определения для творчества Satarial – это всё тот же tribal metal.