ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Scythelence "Взаперти"

Scythelence "Взаперти"

24-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SCYTHELENCE
Релиз
“ВЗАПЕРТИ”
Год
2019
Стиль
Industrial / darkwave / neoclassical / alternative / soundtrack
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Великий Новгород

Этот мрачный электронно-индустриальный one-man-проект из Великого Новгорода существует много лет, его треки и их фрагменты звучат не только за рубежом, но и в документальных фильмах и даже в роликах Первого канала, а слушатели проекта боготворят его за пронзительную остроту передаваемых чувств и за смелость и нестандартность импровизаций и композиционных решений. Ореолом глубокой таинственности покрыто всё, что связано с деятельностью Scythelence, и хотя у проекта есть собственный сайт, его содержимое, как и наполнение сообщества коллектива ВКонтакте отличается крайней степенью лаконичности и сдержанности, а сам автор крайне немногословен и предпочитает следовать старой поговорке про молчание и золото.

Зовут автора Иван Прокофьев, он симпатизирует мрачной, театрализованной музыке, вполне комфортно чувствует себя в жанре инструментальных композиций с кинематическими и саундтрековыми элементами, но в то же время не чурается и вокальных вещей – его гроул можно услышать, к примеру, в треке Flos Cordis “The Snare”, а сейчас перед нами сборник его собственных вокальных записей, где стихи музыканта частично озвучил он сам, а частично помогли ему в этом приглашённые вокалисты и вокалистки. Как говорит сам Иван, материал актуального релиза создавался и записывался в течение последнего года и стал для него очень личным и особенным, если не сказать выстраданным. Это чувствуется, но рецензируемый альбом нельзя назвать изломанным, напряжённым или гнетущим. Скорее он просто экспериментален.

“Эксперименты” – именно это слово объединяет все шесть присутствующих на диске треков воедино. Очень интересное, почти авангардное звучание встречает нас в открывающей альбом песне “Смещение”, и это на самом деле полноценная песня, а не просто вокальный номер – ведущая вокальная линия напоминает Flёur, а также проект Ольги Пулатовой Оля и Монстр и тембром голоса вокалистки Дарьи Шакшиной, и характерными интонациями припевов-запевов, но музыка куда более богата и разнообразна, чем кардиовейв-инсинуации Пулатовой и Войнаровской: статический треск, трипхоповые диджейские шумы, буйство перкуссии и масса волнообразных аудио-пульсаций, как говорят медики, “самого различного генеза” очень эффектно обрамляют этот лёгкий, эфирный, но в то же индустриально отягощённый номер.

Более рок-однозначная и традиционная с точки зрения ритма вещь “Паук” может показаться более простой только на первый взгляд, на деле же за чуть более доходчивыми и линейными контрастами индустриального дисторшна и эмбиентно-дарквейвовых фоновых прогонов разворачивается интересный драматический диалог Марии Маловой и самого Ивана Прокофьева. Хороша абстрактная вещь “Рубеж”, за вокал в которой отвечает Кристина Довлетова, а этнические песнопения и угрожающие мистические хоры звучат здесь очень уместно и вообще “в тему”, дополняя и без того мрачную и таинственную атмосферу спиритического сеанса. Смесь электроники, готики, трип-хопа, вкраплений характерных для Dead Can Dance фишек и даже отдельных элементов, свойственных хитам ранней Линды, звучат в совокупности великолепно.

В титульном треке вновь поёт сам Иван – именно поёт, а не гроулит, и голос у него на самом деле весьма приятный и аутентичный с точки зрения воссоздаваемых автором саунд-пейзажей и тех образов, которые должны посещать ваше сознание в том случае, если вы будете достаточно восприимчивы, внимательны и позволите лирике данных композиций повести вас за собой. Завершают альбом две версии (полная и укороченная) композиции под названием “Циклон”, которая выглядит достаточно необычно и может даже удивить благодаря голосу Николая Иванова, который звучит как нечто среднее между григорианскими хоралами и православными “поповскими распевами”, которые с таким видимым удовольствием используют наши готично-думовые соотечественники из Inner Missing.

Углубляясь в  творчество Scythelence, всё больше приходишь к мысли, что Иван не случайный однофамилец, а вероятно на самом деле родственник знаменитого композитора – в его треках чувствуется уверенность, масштаб, да и вообще, как говорится “рука мастера”, а его композиции далеко отстоят от традиционных и привычных рок-треков, очевидно и однозначно тяготея к тому, чтобы быть настоящими симфониями. С одной стороны, материал с рецензируемого альбома наверняка понравится почитателям таких групп, как Flёur, Оля и Монстр, Девушкин Сон, Elisabat Muse, Portishead и иже с ними, а с другой – концепция и уровень реализации, как и сам подход к этой самой реализации, значительно превосходят традиционный трип-хоп, дарквейв или индустриальный гот-рок, устремляясь в неоклассические, саундтрековые и симфонические дали.

Ну а если не вдаваться в стилистические тонкости и не стараться точно и научно определить, что же на самом деле играет и сочиняет Иван Прокофьев, то можно охарактеризовать материал с актуального релиза одним предельно понятным, доходчивым и однозначным словом – готика. Так уж сложилось, что многие почитатели данного направления в музыке не очень воспринимают в качестве “своих”, “готичных” The Sisters Of Mercy или Crematory, а вот драматический симфонизм с явным привкусом тёмной романтики и с тоннами патетических аранжировок на стыке Lacrimosa, Otto Dix и “Призрака Оперы” идентифицируется у таких адептов как однозначно профильные и по-настоящему готичные. Собственно, именно им в первую очередь, как я понимаю, и стоило бы рекомендовать данный релиз.

Иван очень аккуратно обращается со штампами и клише, учить плохому своего слушателя в отличие от Отто Дикса не намерен, а напротив насколько это только возможно старается привить своей гипотетической аудитории любовь к классике, серьёзным многоуровневым аранжировкам и хорошей, насыщенной смыслами и правильными рифмами поэзии. Результат выходит соответствующий: его материал традиционно звучит сильно и стильно, к каким бы жанровым и стилистическим берегам ни вёл Ивана Прокофьева ветер, надувающий паруса его музыкального фрегата. Ну а мне как человеку весьма симпатизирующему осмысленной и содержательной окологотической электронике и таким группам как Fading Colours, Killing Ophelia и Kirlian Camera, было очень приятно познакомиться с экспериментами нашего соотечественника, которые не уступают им ни по уровню, ни по духовно-интеллектуальному наполнению.