ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Second To Sun "Blackbound"

22-11-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

SECOND TO SUN — 2016
Instrumental ethno post black
"BLACKBOUND"
SELFLEREASED
Россия, Санкт-Петербург

Ровно год назад, в конце 2015 года мы рецензировали последний на тот момент альбом интереснейшей российской инструментально-этно-металлической формации Second To Sun. Именно тогда состоялось моё первое знакомство с этим составом. Я был поражён деятельностью дуэта Владимира Лехтинена (гитара, бас) и Фёдора Боровского (ударные), сравнив их творчество с Ajattara, Montes Insania, Ethir Anduin, Betray My Secrets и Shiva In Exile. Музыканты создавали удивительные по своей глубине шаманско-хтонические произведения, при этом парадоксально преисполненные чем-то неискоренимо русским, родным и понятным.

Сейчас дуэт из города на Неве представляют своё новое творение, которое получило название “Blackbound”, и уже чисто визуально, при первом же знакомстве с артворком и названиями треков настраивает на куда более мрачный и страшный лад. Естественно, вряд ли кто-то мог подумать, что эти этно-пост-блэкеры будут стоять на одном месте и повторять себя же самих, но настолько явной, ядерно-хаотической чернухи, я думаю, от команды Лехтинена и Боровского не ожидал никто. Здесь уже не “мракобесие и джаз”, а скорее “тьма и инфернальный суицид”. Но это всего лишь по первым ощущениям. Послушаем, наконец, и сам диск этих финно-угров.

Вой собаки, чьи-то шаги по слипшейся промозглой листве, ощущение беспроглядной траурной ночи предваряет первую вещь “Vasilisa”, после чего вступает жесточайший ураганный шквал гитар, переплетающийся с мистическими клавишными и минималистическими трушными барабанами. Second To Sun стали ещё больше похожи на тру-блэк с одной стороны, и на симфо-этно-арт с другой. Уже в первом треке мы слышим звуки, которые поистине поражают воображение. Такое чувство, что нечто страшное и запредельное – то, что так силились выразить и вызвать на своих альбомах норвежские блэк-идеологи начала 90-х – рвётся в наш мир посредством этих саунд-колебаний.

Буквально рычащая неистовая ритм-гитара соседствует с чисто эмбиентными, шаманскими штуками и академическими, немного более лирическими фрагментами. Треск костра открывает вторую вещь “Chokk Kapper”, которая в первые секунд десять звучит абсолютно как классический Bathory, но гитарная мелодия меняется, изгибается, извиваясь ядовитой змеёй, а клавиши выдают совершенно неожиданные фолковые мелодии, которые звучат, пожалуй, не менее, а даже более хитово, чем у финских поп-фолкеров из Varttina. Чистый эпический симфонизм завершает эту вещь на эпично-траурной ноте, и совершенно неожиданно переходит в….

Открытый, мелодичный и чуть ли не разудалый “Region 13”, где клавиши занимают уже безусловно лидирующее положение, вырисовывая свои причудливые узоры на фоне чуть более компромиссных и канонических пост-блэковых гитар. Атмосферный эмбиентный рассвет в середине трека служит своего рода экватором, после которого гитары возвращают себе половину былой мощи и начинают звучать наравне с синтезаторами, а затем и вовсе возвращаются в блэковые трущобы, где лишь изредка проглядывает горькое полынное солнышко слёз и поражений, обид, потерь, горя и затаённой, глухой и неусыпной ненависти – жажды возмездия.

Чуть ли не дискотечный ритм встречает нас в “The Yoke”, и он воспринимается не менее “тру” и аутентично, чем цитаты из Куортона. Звучит как будто долгожданная балалайка, так выгодно отличавшая предыдущий релиз Second To Sun, но, как оказывается, это уже совсем не балалайка, а диковинный инструмент под названием кюсле. Суровые северные блэк-жестокости превосходно уживаются, попеременно чередуясь чуть ли не с попсовыми мелодиями, которые исполняет та же ритм-гитара. Качающий гипнотический гитарный шред расцвечивается тоскующим и как будто потерявшимся в этом царстве мрака звучанием кюсле.

“Ожидайте неожиданного” - примерно так можно было бы охарактеризовать новый альбом Second To Sun. Чуть ли не пионерская зорька, доносящаяся откуда-то наподобие старого чёрно-белого телевизора советских времён, открывает трек “Ladoga Master”, а затем срывается в настоящий авангардный крышесносящий tribal metal с солирующей и задающей стиль и тон в этом безумии и непроглядной безысходности флейтой. Пожалуй, если бы Morgul смог быть настолько же разносторонним, он бы звучал, как эта вещь. Но не суть. А флейта поёт и как будто парит над холодом, унынием, чёрными ручьями и бездонными реками, унося нас за собой….

Великолепный, традиционно-русский проигрыш на кюсле-“балалайке” звучит в композиции “The Fool” на фоне каких-то неразличимых криков, которые едва начинаешь различать, тут же получаешь среднетемповым, но дико мрачным блэковым гитарным тремоло прямо по башне. Кюсле возвращается во всей своей силе, мощи, красоте и славе на фоне тяжеленных моргульских гитар. Загадочный эмбиентный отрывок, как вы уже, наверное, догадались, предваряет появление мерного гитарного чёса с традиционными для Second To Sun трайбал-штучками и даже разговорными (но совершенно не различимыми) полушизофреничными фрагментами.

Что можно ожидать от трека, который называется “Mrakobesie”? Вы правы – только самого неожиданного. Воющий и ухающий, предельно скоростной tribal-black звучит из колонок загадочно, призывно и совершенно анти-человечно. Подозреваю, что нечто похожее слышали сходившие с ума на крайнем севере полярники, слышавшие зов загадочной, страшной, но безмерно притягательной звезды. Эта вещь действительно уж очень напоминает безумие или, по крайней мере, граничит с ним невероятно близко: хаотический гитарный скрежет сменяется гитарно-“балалаечными” переборами и снова срывается в ритуальный шаманский дисторшен.

Не зря и не случайно композиция “Spirituality” (“духовность”) значится на диске как бонус-трек. Ничего общего с основным материалом альбома она практически не имеет. На первый взгляд, это то ли эмбиент, то ли нойз, но на деле просто максимально плохого качества тру-блэковое демо, что мы, как вы, наверняка, помните, уже могли слышать на предыдущем альбоме этой команды. Вокала здесь естественно нет, но грубые баториподобные риффы вполне различимы. Возможно, именно так звучал бы Second To Sun лет 15 или 20 назад. И я ничуть не был бы удивлён. При минимуме чисто музыкальных параллелей, идентичность атмосферы, что называется, налицо.

Завершает этот величественный гимн наследию финно-угорских народов совсем уж удивительная вещь. Эта уже неожиданно обогащённая вокалом кавер-версия (!) на песню американского рэпера Bones “GladWeHaveAnUnderstanding”, которая, как утверждает сама группа, была записана при его собственной поддержке и участии, что, собственно говоря, и слышно. После наскримившего вдоволь экстремального вокала на фоне полугрувовых-полублэковых музыкальных ходов слышится чистый голос самого Bones, который вполне в своём стиле начитывает что-то о том, как хорошо, когда люди понимают друг друга. Хорошо-то, хорошо, хотя…

Каждой композиции на альбоме соответствует отдельная иллюстрация и описание реального или почти реального случая, который вдохновил музыкантов на создание трека. Ситуация из серии “слушай пластинку, смотри на картинку”. А вот тексты-описания к песням я бы рекомендовал читать уже после нескольких внимательных прослушиваний самого релиза. В этом деле важна последовательность и поэтапность, иначе информации окажется слишком много. Ну а Second To Sun в очередной раз подтвердили свой громкий титул самой известной инструментальной группы России и, пожалуй, даже сделали шаг вперёд, максимально приблизив метал и фолк к классике.