ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Серый Кит "Пацифистский Чай"

Серый Кит, Пацифистский Чай

21-11-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

СЕРЫЙ КИТ – 2016
Alternative rock (EP)
"ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАЙ"
SELFRELEASED
Россия, Москва

Вряд ли кто-то в наше время всерьёз помнит, кто такие хиппи, но ещё в начале-середине 90-х я застал ту повальную манию с появившимся вдруг откуда ни возьмись новым “мерчем”: “значками анархии” (Буква “А” в круге) и “пацификами” (голубиная лапка всё в том же круге). Весь андеграунд как будто разделился на три примерно равных лагеря: анархистов, пацифистов и тех, кто носил пентаграммы, перевёрнутые кресты и прочие “пентакли”.

Ваш покорный слуга тоже купил себе пацифик и даже нашил ещё один такой же на свой рюкзак рядом с логотипами Sepultura, Morbid Angel, Cannibal Corpse, Death и других. Не удивляйтесь: таких, как я, было много. И мы не видели никакого противоречия в том, что слушаем агрессивную метал-музыку и при этом считаем себя пацифистами. Нам нравилась позиция непротивления злу насилием или хотя бы отрицание хулиганства и выяснения отношений с помощью кулаков, так как прерогативу на кулаки уже безапелляционно заняли господа гопники.

Естественно, мы не были стопроцентными пацифистами. Было просто нереально совершенно никогда и ни при каких обстоятельствах не применять силу. Иногда любой самый “пацифистичный” пацифист (это вам не эмо! Прошу не путать!) просто обязан был вступиться за друга или подругу и быть стойким и сильным. По этому поводу у нас ходил такой анекдот: “- Эй, чё это у тебя такое болтается на шее? – Пацифик. – А чё он такой большой? – А это чтобы всех поцифиздить!”. И поцифиздить то тех, то этих в плане самозащиты случалось достаточно часто. А вот что я разделял в мировоззрении пацифистов на все сто, так это тотальное неприятие войны, военщины, муштры и приказов. К чему я это?

Дело в том, что основал группу Серый Кит, о которой сейчас и пойдёт речь, в 2014 году не кто иной, как выпускник военного училища, вокалист Сергей Гарифуллин вместе со своим идеологическим собратом и по совместительству барабанщиком Владимиром Олейниковым. Команда сразу же встала на пацифистские рельсы и даже написала своеобразный манифест собственного творчества: постепенное ядерное разоружение, пацифизм и освоение космического пространства.

В 2017 году Серый Кит планирует выпуск полноформатника “Летим на Марс”, в преддверии которого и обнародовал сейчас свой четырёхтрековый мини-альбом “Пацифистский чай” (насколько я понимаю, имеется ввиду чай с чабрецом, душицей, ромашкой и разными другими травами, которые добавляют этому терпкому и бодрящему напитку оттенки уюта, покоя, миролюбивой расслабленности и флегматичной доброжелательности – вспомните книгу Эно Рауда “Муфта, Полботинка и Моховая Борода”).

Открывает пластинку титульная вещь, которая своими воздушными клавишными переборами и лёгкими гитарными пассажами вкупе с вкрадчивым мужским вокалом и детскими бэками воспринимается как некая ещё более пацифистская вариация Б.Г. и Павла Кашина (взять хоть альбом Аквариума “Равноденствие” и песню оттуда “Иван-Чай”).

“Пацифистский чай,
давай выручай,
пацифистский чай,
войну прекращай”

(с) “Пацифистский чай”.

Скорее всего, многим эти рифмы напомнят детскую считалочку “Чай-чай, выручай”, но категорический супрематизм Серого Кита существует намеренно (или почти намеренно). Не удивляйтесь, но в этой несколько наивной и отстранённой романтике и есть вся самая соль творчества этого коллектива. Песни звучат очень аутентично и, если можно так сказать, очень по-пацифистски. Ну а вторая вещь “За пределы звёзд” воспринимается на порядок серьёзнее и глубже, представляя собой действительно интересную и прочувствованную романтическую балладу с лёгким привкусом космической патетики в духе Star One и Ayreon и чуть более тяжёлыми ритмичными гитарами:

“Автопилот включён,
Погасли все огни.
Магический корабль,
В нём только я и ты.
Не вечен кислород,
Кончается вода…
Смотри, какая ночь -
Мы будем жить всегда”.

(c) “За пределы звёзд”.

Третьим номером на EP идёт одноимённая с названием группы композиция – “Серый кит”. Эдакий меланхоличный инди-поп-рок в духе Смысловых Галлюцинаций и группы Ундервуд. Таинственные космические клавишные добавляют этой вещи своеобразной харизмы, а предельно простые, но доходчивые тексты действуют и воспринимаются почти как мантры (хм, “Chant Like a Mantra”… не знаю, насколько случайно, но мне почему-то при прослушивании “Серого Кита” вспомнился даже Vacuum….).

Завершает релиз песня со страшноватым названием “Путь наркомана”, которая на деле оказывается чистой и бесхитростной исповедью человека, который принимал наркотики. И именно в этой наивной открытости и искренности на данный момент главная сила Серого Кита, хотя подобная лирическая композиция роднит их творчество с дворовыми песнями и отчасти с шансоном. На самом деле так кажется только в первое время (или если читать тексты в отрыве от музыки), подача и атмосфера композиций Сергея Гарифуллина скорее диаметрально противоположны этим направлениям, стремясь к той небесно-чистой высоте стихов и песен Бориса Гребенщикова, до которой так сложно дотянуться.

“Путь наркомана, прости меня мама,
Уверен, больно хоронить сына рано…
Мама, верни время назад, чтобы понять, что истинный враг,
Кто друг, а кто Иуда.”

(с) “Путь наркомана”.

Я думаю, ни для кого не секрет, что для начинающей молодой группы очень важно найти свою нишу и целевую аудиторию, определиться с тем, что, как и для кого команда хочет петь и играть. В этом плане Серый Кит и его ярко пропагандируемая пацифистская направленность и понятные самым широким слушательским (преимущественно возраста “teen”, конечно) кругам тексты, в которых эти самые круги действительно смогут найти отклик на свою боль и ответы на свои кажущиеся неразрешимыми и глобальными вопросы, явно, рельефно и контрастно выделяет коллектив Сергея Гарифуллина из сонма подобных инди-роковых и альтернативных команд.

Штука с пацифизмом срабатывала уже ни раз: в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, почему бы ей не сработать и сейчас, ещё разок, тем более, что с прошлого пика спроса на медные “пацифики” прошло вот уже двадцать лет. У группы, совершенно явно, есть потенциал и при должном (и верном направлении), она вполне сможет стать культовой в определённых кругах, противопоставив себя и свои песни циничным, всё и обо всём знающим хипстерам и прочим псевдоинтеллектуалам. Такую музыку нужно слушать душой. В этом её специфика и особое, ни с чем не сравнимое очарование.