ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Sireirom "Delirium"

Sireirom, Delirium

21-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SIREIROM
Релиз
“DELIRIUM”
Год
2017
Стиль
Dark electro / electro-industrial / agro-industrial / electro metal / darkwave
Лейбл
SYNTH-ME
Страна, город
Россия, Мурманск

За деятельность этого мурманского one-man-проекта отвечает харизматичная девушка, скрывающаяся под псевдонимом Rakshaza. Проект ведёт свою историю с 2013 года, в 2015 году был обнародован дебютный полноформатник “Wicked Senses”, а сейчас настал черёд мрачного продолжения в виде горячечного, воспалённого “Delirium” с обязательный слётом всей возможной нечисти и тварей из ночных кошмаров, как говорит о концепции альбома сама Rakshaza. Иными словами, эта горячка проведёт нас по аду подсознания, а потом выведет к могильным кошмарам реальности, а для этой цели задействует элементы почти всех околоэлектронных нетанцевальных (и танцевальных, кстати, тоже) стилей с лёгким привкусом металла и болезненной готики.

Rakshaza обещает, что “в этих неприветливых неизведанных катакомбах подсознания нам предстоит столкнуться лицом к лицу со своими затаёнными страхами, извращёнными фантазиями и подавленными порочными желаниями, в кровавой борьбе победить все свои внутренние слабости, пройти долгий и тернистый путь принятия себя, и, в конце концов, навсегда приручить своих беспокойных внутренних демонов”. Звучит многообещающе, а разум начинают посещать смутные ассоциации с Alien Vampires, Hocico и Killing Ophelia, но не обольщайтесь, на самом деле всё куда интереснее и куда изощрённее.

Кстати, если прочитать название проекта задом наперёд, то получится латинское выражение Mori Eris,что означает “ты умрёшь”, а в композициях действуют два персонажа – маниакальный рассказчик Делирий и его помощница Ракшаза, они олицетворяют разные полюса личности автора и озвучены одним человеком – как вы правильно догадались, самим автором. Вот такая вот музыкальная шизофрения, а название диска приобретает особый смысл, обнажая не очевидную на первый взгляд стороннему наблюдателю связь с основным лирическим героем повествовательных композиций Sireirom.

Открывающая пластинку “Wound” поначалу звучит как адская музыкальная шкатулка, а постепенно обрастая новыми музыкальными элементами и странным седуктивным вокалом, трек неожиданно тянется параллелями к Sopor Aeternus, что подтверждает и специфическая саморазрушительная лирика на английском. Нет, тембр голоса совсем не напоминает пение Анны Варни, в какой бы из своих модификаций оно ни было представлено, а оказывается гораздо более холодным, бездушным и злым, в то время как все эти оттенки только усиливает зловещая музыка, буквально истекающая ядом, злостью и упоительным пьянящим отвращением ко всему живому.

Есть что-то категорически потустороннее, инфернально-ритуальное в этой закольцованной структуре с раскачивающимися по кругу вокальными партиями-начитками. Электроника искрит холодом подземелья, а дисторшновый гул воспринимается как голос кромешной космической черноты, зовущей из бездны, в то время как вокальные партии, словно голос безумного заклинателя, взывают к силам хаоса, чтобы окончательно разрушить и испепелить всё существующее до основания, да так обильно полить руины кислотой, чтобы на их месте уже никогда не вздумали прорасти никакие зелёненькие росточки и бессмысленные соцветия.

Изломанные ритмы “Demon Of The Past” со звуками бьющегося стекла постепенно разворачиваются во вполне хитовую танцевальную ритмику, если конечно сделать поправку на то, что танцы под эти звуки будут происходить где-нибудь в зверски-бесчеловечном чистилище, где демоны будут мучить и издеваться над несчастными грешниками. Текст делает поворот в сторону откровенной агрессии, хотя она может восприниматься как самоагрессия – жестокое и неотвратимое саморазрушение, а диалог персонажей напоминает внутренний разговор завсегдатая психиатрического стационара о некрофилии и обсессивных расстройствах.

Пугающая композиция “Nightmares” уже достаточно традиционно расстилает свои звуковые дорожки неспешно, постепенно и поэтапно: хор теней неистовым шквалом приветствует слушателя, ужас нарастает, ну а собственно музыкальная составляющая представляет собой уже привычное дарк-электро с индустриальными элементами и запредельным холодом категорической одержимости. Однако всё резко и неожиданно срывается в могильный эмбиент/дарквейв в следующей песне “Grave”, которая и в музыкальном, и в лирическом плане может быть признана своеобразным трибьютом Sopor Aetrenus:

I built my kingdom of the dead under the ground  Я воздвигла свое царство мёртвых под землёй.
I gather bones to grow my garden of the skeletons  Я собираю кости, чтобы вырастить свой сад скелетов.
This place is scary, scary  Это место страшное, страшное,
The ancient cage of stones and caves  Древняя клетка из камней и пещер.
Ten thousand years has passed  Десять тысяч лет прошло
Since the moment I became undead С того момента, как я стала неживой.

(с) “Grave”

Голос напоминает заклинания безумной ведьмы, и “Pleasure Palace” с этой точки зрения похож на мрачную мантру по достижению самоинтоксикации космическим злом. Величественные синтезаторы вырисовывают свои строгие пассажи поверх заупокойного бульканья, а неистовый голос Делирия привносит нотки демонического буйства, как будто мы оказались на шабаше, где хаос вдруг приобретает ритмичные окраски и стартует страшная дьявольская дискотека. Пожалуй, я ещё не слышал лучшего саундтрека для подобных событий, а Sireirom парадоксально сближается с творчеством Диаманды Галас и её атональными сатанинскими литаниями.

Короткая воздушная передышка в “Synthetic Dreams” переходит в умеренные размышления “DPDR”, где торжественный диалог Делирия и Ракшазы напоминает театральную постановку в преисподней. Восточные мотивы “Dysphoria” переходят в ритуальный электрический эмбиент, который можно воспринимать как попытку приблизиться к демоническому минимализму черноты, в которой все оттенки и блики в конечном итоге оказываются одной-единственной дорогой, ведущей в неизменную внутреннюю клетку – кромешный стерео-ад торжествующих психических патологий.

Думаю, старик Фрейд был бы рад такому редкому экземпляру для своих исследований, но к сожалению, безвозвратно упустил свой шанс, умудрившись родиться и жить задолго до творческой активности Sireirom. “Synthetic Dreams” как будто разделяет альбом на две части, и первые пять треков до него оказываются напористой тьмой, а три композиции после него звучат как тьма колдовская, шаманская и оккультная. “Pleasure And Pain” строится на контрасте спокойных медитативных фрагментов с вкрадчивым голосом Ракшазы и как будто клубящихся змеями напористых отрывков, а затем переходит в зловещее ритуально-экстатическое действо наподобие того, что представили Septic Flesh в своём “Shamanic Rite”, а потом так убедительно развивали в инструментальных композициях и в проекте Chaostar. В этом треке у Sireirom накал страстей и внутренней напряжённости достигает своего пика.

А вот начиная с “The True Value Of Life” начинается новый цикл, который можно назвать апофеозом эротичной танцевальности. Эта песня звучит на порядок ритмичнее и мелодичнее и даже может быть названа своеобразным хитом экспериментального ebm. “Thorns” продолжает ту же дискотечную линию и звучит как ранний L’ame Immortelle с продолжительным и перенасыщенным колкостями текстом, а в завершении номера мы слышим истошные крики, понять смысл которых совсем не сложно, исходя из лирики. Финальная “Faster, Harder” может кому-то напомнить даже электро-клэш в духе Peaches, и общего действительно больше, нежели различий. Занимательно наблюдать, как экстремально чернушный альбом плавно перетекает куда-то на территории, давно оккупированные такими исполнителями, как Lady Gaga и Rihanna, впрочем, на основной посыл и тематику релиза это ничуть не повлияло.

“Delirium” можно хвалить и называть манифестом концептуального безумия, можно ругать и клеймить как вырождение и безвкусицу, к сути это большого отношения иметь не будет и уж точно не сможет даже на толику что-либо изменить. Христианские анахореты советовали желающим понять, что такое ад закрыться в своей келье без ноутбука, смартфона и айпода, не брать с собой даже книжки и фото из Интернета, а просто побыть там недельку-другую без никого и ничего, да и поизучать побелку и паутину трещин на потолке. “И тогда ты увидишь, как тебя начнут терзать и рвать на части твои собственные страсти, мысли и желания” – говорили они.

Прогресс не стоит на месте, и сегодня подобного эффекта можно достичь быстрее и проще – просто послушать часок-другой новейший альбом Sireirom и попутно погрузиться в тексты с авторским переводом. “Зло есть зло. Ты думаешь иначе? Тебе повезло!” – утверждал Анатолий Крупнов в лохматом году, а что скажете вы, когда смолкнет последний звук “Faster, Harder”? Всё ещё повезло или всё уже? Ставлю 4 из 5, чтобы не перехвалить и не перекрыть возможности для роста. Недостатки? Эффектов могло бы быть больше, и они могли бы быть более изощрёнными, и тогда этот стерео-ад стал бы ещё более насыщенным, объёмным и сокрушительным. Уж не знаю, почему, но по ходу третьего прослушивания  вспомнил die Schwarzen Blumen, хотя общего скорее мало, чем есть. Вот бы и Sireirom кто-нибудь издал в таком же ключе, как последний диск Чёрного Цветения.