ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Системы "Сердце Северного Сияния"

Системы, Сердце Северного Сияния

02-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СИСТЕМЫ
Релиз
“СЕРДЦЕ СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ”
Год
2017
Стиль
Indie rock / new wave / funk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Вряд ли многие помнят, что такое Системы, и тут дело не в том, что проект этот не очень значим, а совсем в другом. Первый и единственный альбом группы под предводительством гитариста Сергея Сабинина (Центр, Монгол Шуудан, Ва-Банк, группа Джоанны Стингрей, Soft Animals) вышел аж 20 лет назад. За столько лет забыть было немудрено. Однако Сергей вернул коллектив спустя годы спячки и представляет сейчас свою новейшую работу, подготовка которой длилась девять долгих лет, а в записи приняли участие 12 музыкантов из четырёх стран.

Можно подумать,  что выступивший в качестве продюсера альбома Сергей задумал повторить успех сольников Харрисона, очень симпатизировавшего в своё время индийской музыке, однако Системы решили не ограничиваться этим и добавить в свой музыкальный коктейль влияния электронной музыки 80-х-90-х и фанк. На первый взгляд, такая масштабность и размах удивляют, но если принять во внимание, что Сергей давным-давно является не просто рок-музыкантом, а пишет внушительную музыку для кино, не странно, что ему захотелось реализоваться в полной мере и выпустить такую большую и солидную пластинку.

“Север. Начало” интригует своей ритмической аморфностью и нагромождением самых разных музыкальных элементов. Этот железнодорожный инструментально-минорный буги как будто звучит в такт космическим вибрациями и собирается навести мосты от Space к Yes и Genesis. Англоязычная “Flying Down South” воспринимается как раз как такой арт-рок с некоторым влиянием Electric Light Orchestra и метрономной техничностью, характерной для King Crimson. Рок в исполнении Систем звучит не очень тяжёло, но очень полифонично, нысыщенно и прогрессивно – как будто Alphaville скрестили с Status Quo и вышел искристый медитативный свинг.

Русскоязычная “Галеры Грозы” подтверждает ощущение медитативности. По сравнению с этим треком даже Pink Floyd кажутся не такими уж атмосферными, а вокал в духе ленинградского рок-н-ролла с эпизодическими экскурсами в джаз уже не удивляет, органично вплетаясь в струящиеся музыкальные импровизации. Музыка на альбоме действительно воспринимается как одна большая и вдохновенная импровизация, и к року относится постольку поскольку. Поскольку присутствуют гитары, ударные и бас. “Туман” напоминает времена “Ассы”, помноженные на безбашенный отрыв “Афанасий Никитин Буги”.

Что происходит с бывалым рокнролльщиком, когда эпоха бунтарства и покорения небесных вершин проходит? Кто-то грустит и ностальгирует как Варшавский, и пишет “Леди Осень”, а кто-то пробует извлечь все возможные выгоды из изменившейся ситуации и вливается в современность. Сергей Сабинин однозначно принадлежит ко второй категории. Он не желает предаваться печали даже в балладной композиции “Юка”. Конечно, ненавязчивая задумчивость там присутствует, но общее настроение остаётся таким же, каким было трек назад и ещё раньше. Даже чуть более жёсткие риффы и выходящая на первый план вокальная мелодия в титульном треке не меняют общего впечатления.

“Тонкие Материи” приносят отчётливый рокот баса и привычно ироничный текст, полный метафор и играющих оттенками слов, но не меняет изначально выбранного русла, а вот в следующей вещи “Блуждающая Роза” появляется саксофон, ещё более приближая пластинку к джазовым территориям. Дело даже не в самом факте присутствия джазового инструмента, а в глубоко расслабляющем ощущении от музыки. Релаксирующие проигрыши саксофона уже не появляются в “Зигзагах Вселенной”, но на впечатление от музыки этот факт сильно не влияет, поскольку она всё так же следует в размеренно-фоновом режиме, оттеняя и дополняя рефлексирующий вокал.

Песня с интересным названием “Когда Не Спится По Ночам” снова представляет собой подобие баллады и звучит чуть более размеренно, спокойно и даже сонно, а голос напоминает какую-то мантру. Завершает диск своеобразный музыкальный постскриптум “Эпилог. Далеко”, простирающийся на атмосферные эмбиент-нойзовые пажити. По сравнению с ясным и светлым “Началом” завершение кажется средоточием мрака и депрессии, вроде бы никак логически не вытекающих из предшествующих треков.

Альбом воспринимается как рефлексия под приятную музыку с лёгкими отсылками к ветеранам зарубежного рока. Я бы ничуть не удивился, если бы услышал любой трек с диска на какой-нибудь компиляции навроде “Музыка Души” или в таком же духе. То, насколько зрело и свободно звучит эта пластинка, вызывает уважение, но именно роком назвать подобный материал достаточно сложно. Рока здесь немало, но он воспринимается лишь как одна из составных частей в звуковом калейдоскопе “Сердца Северного Сияния”. Думаю, отзывы по поводу “Сердца Северного Сияния” будут самыми разными, и зависеть будут от самых неожиданных факторов. Ну а в целом релиз весьма интересный, хотя и неоднозначный. Для многократных медитаций под музыку.