ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Spaint "Живые Камни"

Spaint "Живые Камни"

23-09-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SPAINT
Релиз
“ЖИВЫЕ КАМНИ”
Год
2018
Стиль
Melodic groove metal / modern metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эти мастера риффов и мелодий очень долго работали над своим актуальным лонгплеем: их предыдущий релиз EP “МЕΛОΔIA” вышел аж в 2014 году, а интернет-сингл 2017 года “Мой первый снег” лишь раззадорил аппетит слушателей, подстегнув интерес, но не удовлетворил желания новых песен. Напомню на всякий случай, если вы уже успели подзабыть о том, кто же такие Spaint, что данный коллектив вполне можно рассматривать как эталон народного отечественного грув-модерн металла, поскольку и с техникой/качёвостью проблем у ребят совершенно никаких, и душевные песни на русском они пишут так, что только дай дорогу!

Какое-то слишком прогрессивное интро, и вот уже всё вокруг рвёт и шредирует отчаянная “В череде инсомний” с такими привычными (хотя как будто ставшими чуть более отрывистыми и метрономными) риффами и уверенно ревущими вокальными хорами. Гм, хорами? А ведь множество наложений на самом деле создаёт ощущение неслабой полифонии в том, что касается пения на “Живых камнях” - порой голосов так много и они так настойчиво наслаиваются друг на друга, что возникает ощущение, будто мы вдруг оказались перед порталом в ад, откуда надрывно вещают уставшие от молчащей безмолвной вечности жители потусторонних сфер.

Инструментал и голос идеально взаимоувязаны в миксе, ни гитары с ритм-секцией, ни надрывное пение фронтмена не пытаются тянуть одеяло на себя, предпочитая гармоничное взаимодополнение, что очень хорошо демонстрирует третья по счёту вещь “Атланты”, а ещё лучше – следующая за ней “Небо остынет…”. Сейчас я могу вновь повторить то же самое, что писал в своей рецензии на “МЕΛОΔIA”: хорошие песни, которые цепляют сразу и заставляют душу разворачиваться, – это здорово, а ещё более здорово, что Spaint научились писать такие песни и занимаются этим благородным и нужным делом с таким видимым и очевидным удовольствием!

Предельно простые по структуре и не очень долгие по длительности треки с “Живых Камней” все как один буквально созданы для того, чтобы победить в каком-нибудь большом и важном конкурсе на звание лучшего тяжёлого хита. Такое чувство, что музыканты давно привыкли начинать свой день с крепкого кофе, а днём постоянно “подогреваются” энергетическими напитками – драйв во всех возможных смыслах и буйство нерастраченной харизмы исходит крепкими, упругими волнами от их новых треков, не забывая о серьёзных, но не слишком заумных текстах и отличных вокальных мелодиях (напевах), которые легко можно насвистывать и настукивать, снова и снова вспоминая даже после того, как песня давно закончилась.

Помню-помню, примерно то же самое я уже писал в своей рецензии на их EP, и сейчас всё обстоит на самом деле примерно так же, только риффы стали ещё более строги и точны, мелодии – глубоки и въедливы, а тексты – обнажены и остры. Чтобы более наглядно описать наличествующую эволюцию Spaint, позволю себе упомянуть финнов из Sentenced, которые на “Down” (1996) были хороши и мелодичны, а на “Crimson” (1999), ничуть не изменив себе и взятым три года назад стартам, просто расцвели как пышная майская роза. Вот примерно так цветут сейчас и наши московские грув-модерн-мелодисты со своими живыми камнями, каменными цветами и прочими грубыми и основательными изящностями.

Кстати говоря, в середине рецензируемый диск на самом деле цветёт почти как царица цветов – начиная с уже знакомого нам по прошлогоднему синглу трека “Мой первый снег”, продолжая великолепной квинтэссенцией цепких хуков “Цветы из камня” и полубалладной “О неизвестном” и заканчивая почти этнической (оцените великолепное ближневосточное соло в традициях мегадэтовского “Holy Wars” и Artillery времён “By Inheritance”) “Запрет на табу” середина компакта фонтанирует не только мастерски выполненными Spaint-фишками, но и предлагает немалое разнообразие, глубокую лиричность и даже экспериментальность, однако ни разу так и не переходит заветную черту, отделяющую допустимые вариации от мудрствований лукавых.

А выходя на финишную прямую, альбом и не думает сдавать обороты, а ещё более усиливает секцию экспериментов, то вводя почти дискотечную электронику в “Простой Крови”, то углубляя этно-влияния и попутно заметно утяжеляясь в “Освобождении I. Безумные дали”, то ниспадая в акустические балладные просторы a la русский фолковый рок и пронзительный русский хэви-метал в “Растаю”, то предлагая необычные вокальные ходы в “Освобождении II. Годы без весны”. Наверняка каждый найдёт на этом CD пару-тройку собственных фаворитов, и мои любимцы это “Цветы из камня”, “О неизвестном” и “Простая кровь”, хотя это исключительно вопрос личных симпатий, и остальные треки ничуть не хуже.

Во времена “МЕΛОΔIA” я даже сравнивал Spaint с поздним Чёрным Обелиском, а сейчас команда настолько уверенно и безапелляционно разработала свой риффово-напевный почерк, что впору сравнивать их с Обелиском по высоте амбиций, силе харизмы и удельному весу самобытной уникальности. Четыре года, потраченные группой на подготовку актуального компакта, участники Spaint провели с пользой и времени зря не теряли – “Живые камни” оказался качественным продуктом, где фирменный стиль команды на самом деле расцвёл как каменный цветок из сказки Бажова. Не скажу, что рецензируемый релиз – это самый топ из серии грувового модерн-металла, но определённо что-то очень близкое к тому. До вершин уже рукой подать.