ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Станционный Смотритель "СтереоС"

Станционный Смотритель, СтереоС

10-09-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ
Релиз
“СТЕРЕОС”
Год
2017
Стиль
Post-punk / punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Самара

У этой самарской команды довольно-таки богатое и насыщенное прошлое: за почти двадцать лет своего существования они умудрились стать культовой командой в своём регионе, выступали с Гражданской Обороной, дважды ездили на Нашествие и другие крупные фесты, а некто Артёмий Троицкий сказал о них как о подающих большие надежды. Я немного запутался в дискографии коллектива (первый неизданный альбом там значится вовсе с пометкой “1994 год”), но релизов у команды действительно немало, а помимо них есть даже и полноценный клип. Впрочем, всё это “лирика”, давайте более предметно.

Сегодня перед нами новейший миник Станционного Смотрителя, который посвящён той самой эпохе плёночных магнитофонов, когда команда начинала свой творческий путь. Как говорит сам основатель группы Сергей Снеговский, буква “С” имеет для него почти мистическое значение, а на актуальном альбоме группой были собраны известные и раритетные вещи из самых своих ярких творческих периодов, некоторые из которых были переделаны и обрели новую жизнь в новом качестве, но с использованием аналогового пульта и с записью вокала через ленточный микрофон. Кроме того, впервые в своей истории команда использовала саксофон.

Как сказали бы англичане, звучит замечательно, и в кои-то веки на деле всё именно так. Первый трек “Упасть В Полынь” стартует очень бодро, позитивно и уверенно, как будто Г.О. скрестили с The Offspring, Ramones и Nirvana, столь влиявшими на группу в ранние годы её существования. Все эти инспирации ощущаются весьма и весьма, но есть помимо них в музыке коллектива и что-то ещё. Навскидку мне зачем-то вспомнился Валерий Сюткин (только не бросайте в меня гаечным ключом, я этого не сказал), и что-то такое как будто из времён классического рок-н-ролла чуть ли не времён Элвиса Пресли и Чака Берри действительно прослеживается в этой песне.

Жизнерадостные тексты с типичной ГО-мелодикой и бодрыми риффами, столь характерными для Sex Pistols, Nofx и Bad Religion, заходят в сознание с пол-оборота, расцветают там буйным цветом чертополоха и заставляют всех окопавшихся внутри тараканов и зелёных человечков весело приплясывать в такт. Чуть более металлический звук гитар аккомпанирует великолепно варьирующемуся голосу Сергея в следующей песне “Помпеи”. Вокал то спускается на шугейзовые низы, то снова взмывает в панковые высоты. Что же, Троицкий не врал, группа не просто хороша, а прямо-таки великолепна. Избавившись от столь характерной для Егора Летова депрессивности, Станционный Смотритель сочиняет потрясающие вечнозелёные мелодии, которые смотрятся очень выгодно и симпатично. Более того, композиции в целом весьма и весьма занятны.

Признаться, я не большой любитель панка как такового и пост-панка в частности. Как и представители многих других праисторических направлений, панк-команды в большинстве своём давным-давно скатились в самоплагиат и маразм, но Станционный Смотритель явно обладает гораздо более обширным кругозором и опытом. Не обошлось здесь и без таланта. Девиз творческого человека “изучай старое, твори новое” лидер группы знает прекрасно, а, как я подозреваю, он ещё и активно занимается самообразованием, а в итоге результат весьма напомнил мне по глубине и силе столь любимый мной (и весьма нетривиальный объективно) альбом Lucifire (рок-н-ролльный проект Йохана Эдлунда, вокалиста Tiamat).

Привычный романтично-весёленький хит “Рисовать” перетекает в проникновенную балладу “Глаза Врут”. Удивления и тем более отторжения это не вызывает, всё происходит так, как будто именно так и происходило в последнюю тысячу лет, а песни при всей свой разноликости вливаются в кровь всё так же одинаково энергично и стремительно. А вот, кстати, и ещё одна неожиданная ассоциация по поводу музыки Станционного Смотрителя: помнится мне, в начале нулевых как-то зашёл я в рок-магазин, а там продавец по кличке “Циник”, прожжённый дэт-думстер, бледно-бородато-волосатый такой, сидит и улетает под Високосный Год. У самарских рокеров есть что-то такое же безусловно всепокоряющее, как и у той приснопамятной группы.

Музыка Станционного Смотрителя романтична и лирична, как… нежный весенний запой. “После стольких лет ухожу в запой…Никто никогда меня не понимал, всю жизнь сломал” – доносится до меня из завершившейся уже баллады, а из колонок звучит уже следующая “Письмо”, такая же чарующая, вкрадчивая и релаксирующая вещица, где наконец появляется саксофон, а общая атмосфера неожиданно делает крен куда-то в сторону взрослого алко-джаза a la Billy’s Band и их забугорного соратника по имени Kenny G. Становится больше пространных соло-партий и многозначительных зарисовок в духе сборников “Музыка для души”, но это всё тот же наш старый добрый знакомый Станционный Смотритель.

И ещё одна баллада – “Сновидение”, чуть более раздолбайская и непосредственная, но точно такая же пронзительная и обнажённая, как и предыдущие две. После зажигательных танцев с хэдбенгингом, которым мы так неистово предавались в первых трёх композициях, теперь три трека подряд можно спокойно грустить и сладко мечтать о несбыточном и прекрасном - о том, что случается и бывает только во снах. Однако даже на этой стороне вам совсем не придётся грустить – в том же “Сновидении” более чем достаточно резких гитарных твистов и зажигательных соло, а вот от финальной “Горькой Калиной” веет чуть ли не фолком, а может быть, просто чем-то очень ревякинским, что мог сделать и записать только классический Калинов Мост.

Хочу сразу попросить у группы прощения за то, что вырвал при цитировании фразы из контекста и чуть переврал настоящий смысл самой сильной и огненной на альбоме “Глаза Врут” – такое всё равно не передать на бумаге, нужно слушать. И я надеюсь, что после прочтения этой рецензии появится больше желающих слушать и понимать Станционного Смотрителя, творчество которого на самом деле категорически этого заслуживает, а лично для меня располагается где-то между иронично-хлёсткими Piccolo Bestia и надрывно-серьёзными Agenda, составляя вместе с ними именно те три столпа современного русского рока, которые стоит знать, любить и почитать обязательно, так как это действительно великие вещи, обязательные для ознакомления.

Ещё до того, как я начал писать эту рецензию, а только заполнял “шапку”, вписывая названия группы, альбома, жанр, сразу поставил оценку - 4 из 5 (при всём уважении после 300-400 написанных всерьёз рецензий появляется какой-то опыт, когда чувствуешь содержимое готовящегося к рецензии диска, что говорится, нутром и знаешь, чего от него можно ждать, а чего нельзя, а ошибаешься крайне и крайне редко), так вот, в данном случае я ошибся. Я застрял уже на первой песне, которую поступательно прослушал подряд шесть раз, а уж “Глаза Врут” звучали у меня на рипите не меньше двадцати повторений, пока я не проникся насквозь всеми скрытыми там смыслами. Альбом очень сильный. Безо всяких “но”. Шикарная пластинка, которую можно слушать бесконечно. 5 из 5.

При всей предельной однозначности этой рецензии не могу обойтись без некоего (вполне возможно, совершенно ненужного) послесловия. К написанию этой рецензии я приступал крайне неохотно. Такое у меня случается крайне редко, даже, наверное, не случается совсем, но в этот раз вышло именно так: уж очень заслушался одной очень достойной метал-группой и совсем не хотелось отрываться от них, чтобы написать что-то на нечто диаметрально противоположное. Оторвался на час, чтобы написать хоть как-то, а в итоге оказался где-то сильно глубоко и к прослушиванию альбома той металлической группы возвращаться пока что не собираюсь. Станционный Смотритель сумел сделать с моим сознанием невозможное, за что ему спасибо.

А Троицкий всё-таки был не прав: группа великая, тут далеко не просто надежды. Даже я со своей близорукостью не смог не увидеть то, насколько глубокие и вечные вещи так откровенно проглядывают во всех без исключения песнях на этом альбоме. Кстати, сам Сергей Снеговский закончил педагогический университет, пишет стихи и издаёт книги, а кроме Станционного Смотрителя у него есть ещё и сольный проект. Думаю, во многом именно пед-образование помогло ему в полной мере раскрыть свой удивительный потенциал и произвести на этой новейшей работе такой мощный и разноцветный взрыв эмоций. Не обращайте внимания на скудно-схематичную обложку, внутри всё намного интереснее.