ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Стимфония "Act III"

Стимфония, Act III

30-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СТИМФОНИЯ
Релиз
“ACT III”
Год
2016
Стиль
Alternative / industrial / cyberpunk
Лейбл
SOYUZ MUSIC
Страна, город
Россия, Москва

Стимфония - отличное название для симфоний в стиле стим-панк, хотя в случае с этой московской группой мы, скорее, имеем дело с фантазиями на тему творчества Агаты Кристи, этаким неодекадансом. Кстати, сами участники группы именно так характеризуют своё музыкальное направление, и от параллелей с творчеством Глеба Самойлова, который, кстати, даже как-то принимал участие в записи их релиза, отнюдь не отрекаются, хотя добавляют от себя имена Тима Бёртона и Нила Геймана.

“Act III” стал третьей работой команды и по сей день является самым сильным, интересным и продуманным релизом Стимфонии, а если вы ещё не знакомы с их творчеством, то начать знакомство стоит как раз с этого диска, и сейчас вы узнаете почему. Кстати, в том, что касается стилистической ниши, в которую стоило бы отправить эту пластинку, то она может выглядеть гораздо шире, чем это указано в “шапке”, а может быть предельно сокращена до простого и предельно-понятного “современный русский рок”.

Первый трек “Поиграй” неожиданно напоминает ядрёный средневековый фолк, а вокалист Филипп Август поёт в своём характерном стиле, но с эпизодическими подпевками в духе Saltatio Mortis и In Extremo. Только в завершении пьесы становится понятно, что это не фолк, а звучание старой шарманки, рассказавшей нам позабытую историю. Стимфония напоминает The Dartz, Sieben и Шмелей, а в следующей песне “Охота На Ведьм” появляются тяжёлые гитары и мистические мелодии вкупе с характерным для Агаты Кристи и Алисы пением и эпичной хоровой поддержкой.

Озорной цыганский шансон в композиции “Будапешт - Бухарест” переходит в среднетемповый тяжёлый кач с гротескным изломанным вокалом и колкими текстами. Льдистые клавишные и мощные гитары театрально обрамляют харизматичное пение Филиппа, и песня звучит страшновато и очень притягательно, действительно напоминая и мистичные сказки Геймана, и гротескный сюрреализм Бёртона, так и кажется, что вот-вот выпрыгнут скелеты из под земли и начнут свой жуткий данс-макабр. Кстати, это кавер на песню К.Полтевой.

Симфоническое начало “Крошки Енота” напоминает своей флуоресцентной подачей эпатажных London After Midnight и наших соотечественников из Necro Stellar. Ураган звуковой полифонии взметается красновато-чёрным вихрем вслед за контрастной окологотической лирикой. Стимфонии удаётся быть угловатой и пугающей настолько естественно и невычурно, что поневоле хочется посоветовать послушать их альбом многим начинающим (да и не начинающим тоже) деятелям тёмной сцены, чтобы расширить их кругозор и показать, как можно и нужно играть с темнотой.

Как раз такие инфернальные заклинания и потусторонние прокламации мы слышим в следующей вещи “Встретимся Вновь”. Эта ревущая тяжёлая баллада с надрывными тонами отчаяния и визионерским текстом оставляет очень сильное впечатление, не уступающее ядерным бомбам Pan.Thy.Monium и Celtic Frost, а текст звучит как презрительное проклятие миру, неспособному понимать и чувствовать: “Встретимся вновь в других мирах, я буду боль, ты будешь грех. Мы встретимся вновь в других мирах, я буду мёртв, ты будешь ждать”.

И ещё одна кавер-версия, на этот раз на песню Олега Митяева “Пятый Легион”, немного выбивающаяся своей умеренной метал-симфоничностью и историчностью текста из ряда адских страшилок. Полутораминутный инструментал “MMXVI” как будто вознамерился стать  саундтреком к какой-то из готовящихся экранизаций Геймана с их болезненно-запредельной атмосферой, а на альбоме воспринимается как некий водораздел перед финальной частью.

“В Пустоте” порадует почитателей таланта Филиппа Августа яркими образами и привычным интеллектуальным холокостом в тексте, а нецензурные словечки взбодрят и помогут адреналину изрядно прыснуть в кровь. Тревожная баллада “Небо Молчит” незамедлительно даст свежую струю морского бриза уставшим от сладких песенок слушателям. Здесь ещё больше особой театральности, столько явно выделяющей музыку Стимфонии на фоне коллег и соратников по цеху, а ей сопутствуют странные всплески неоклассики и какого-то авангарда.

Мерный и простенький электро-рок “Времени У Нас Нет” напоминает то ли плакатный стадионный хит, то ли дворовую бард-песенку, и всё это густо замешено на поп-трагикомизме, который с подачи Стимфонии выглядит очень уместно и интересно. “Девочка-Припевочка” - ещё одна традиционная тяжёлая пьеса в типичном стиле группы, но чуть более шизофреничная и гротескная,  то с полукомическим, то полутрагическими лирическими изысканиями и голосом, срывающимся на хрип.

И ещё одна баллада, на этот раз акустическая и очень вкрадчивая - “Сказки”. При всей своей простоте и непритенциозности этот трек звучит очень выигрышно и интересно, напоминая балладные эксперименты Death Angel с их тоже третьего альбома, который имел аналогичное название “Act III”. Завершает диск “Пролог (Cover Неодекаданс А. Быстрицкий)” - очень странно звучащий и диковинный трек с вдохновенным манифестом неодекаданса в тексте. Можно только подивиться тому, насколько вдохновенно и самозабвенно лидер группы отдаётся собственному творчеству и сколько душевных сил и психической энергии вкладывает в него.

Альбом воспринимается как отважный гимн предельной черноте, сделанный с горьким юмором, пламенной фантазией и всё покрывающей иронией. Так человек, давно закончивший свой земной путь и пребывающий в адских кущах, мог бы едко и цинично комментировать происходящее на далёкой и более недоступной для него земле. Нечто подобное делали Tiamat, Marylin Manson и Joy Division, но Стимфония делает своё дело намного более надрывно и обнажённо, экзальтированно и феерично, за что их можно любить, ценить и уважать.