ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы СТИЗ "Десять. Часть 1"

СТИЗ, Десять. Часть 1

11-07-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

СТИЗ – 2015  * * * *
Современный русский рок, alternative
"ДЕСЯТЬ. ЧАСТЬ 1"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

За странновато звучащим названием СТИЗ в нынешнее время по сути скрывается один человек – Андрей Стиз, автор всей музыки, концепции, звучания и прочего. Именно он отвечает за то, что делает сейчас группа СТИЗ и за её новейший полноформатный диск “Десять. Часть 1”, который многие критики и отдельные паблики вконтакте уже почти единогласно признали лучшим андеграундным альбомом 2015 года.

Конечно, ещё древние знали, что ничто из ничего не происходит, и группа СТИЗ имеет за своими плечами солидную историю, которая началась не вчера и даже не позавчера. В далёком 1998 году в городе на Неве образовался коллектив, чья музыкальная традиция продолжает и поныне виться серебряной верёвочкой сквозь овраги и исторические хитросплетения, уже насобирав в анналы команды солидную дискографию. Впрочем, имеет смысл ненадолго остановиться и присмотреться пристальнее к последнему полноформатному диску проекта, который был так восторженно воспет и громогласно принят нашими уважаемыми критиками.

Открывает пластинку трек с интригующим названием “Равняй всех по себе”. Тяжёлые альтернативно-грязноватые риффы сочетаются  в этой вещи с экзальтированным полукричащим-полуироническим харизматичным вокалом и характерными скорее для глубокомысленности так называемого русского рока текстами. Тексты – это как раз одна из самых сильных и краеугольных составляющих этой команды, и этого действительно не отнять. А вообще первое чувство при знакомстве с альбомом “Десять” такое: как будто ДДТ, Кино, Чайф, Наутилус Помпилиус и иже с ними вдруг повзрослели, узнали о существовании таких групп, как The Offspring, Green Day и Muse и так дико ими восхитились, прониклись, что решили играть нечто подобное.

Бодрые хэви-металлические риффы трека “Голос” в итоге оборачиваются почти ритм-н-блюзом со слегка более чем нужно утяжелённым форсированным звуком гитары и “балдёжным” проникновенным вокалом, вызывающим ассоциации даже с глиттер-роком и глэм-металлом своей типично “звёздно-стадионной” подачей и лёгким послевкусием характерной эпатажной патетики Элиса Купера.

Отвязно-неспешная “Люди нового формата” имеет все шансы стать  радио-хитом, чему в равной степени может и помешать, и поспособствовать нестандартный и неоднозначный текст, нарочито фривольно выкрикиваемый Андреем. Немного бы пониже тембр, и вот вам тяжёлая версия Motorhead. Но нет, СТИЗ намного более романтичен и при всей своей хулиганской пофигистичности, проповедует вполне человеческие, хоть и открыто эпикурейские ценности (“сытно есть, сладко спать, не болеть, отдыхать”), в отличие от прожженно циничной команды Лемми.

И только по мере прослушивания трека “Решай” у меня случилось некое прозрение по поводу стилистических корней современного СТИЗа. Это было действительно сродни настоящему просветлению: я почти воочию услышал ЛиДер, Joker, Young Guns, Э.В.М. и другие отечественные хард-рок-легенды начала 90-х. И ведь действительно: почти точно так же звучит сейчас СТИЗ, с небольшой поправкой на то, что HIM, Rasmus и многие другие кумиры современных тинейджеров уже свершились в новейшей истории, и их отдельные наработки, естественно, были совершенно непротиворечивым образом инкорпорированы и в музыкальный материал, представленный на альбоме “Десять”.

Трек “Придание” лишь укрепляет ассоциации с Guns’n’Roses, L.A. Guns, Poison, Ratt и Aerosmith классического периода. Харизматичный вокал, словно выпрыгивающий из штанов, стройные хоровые подпевки, чёткие риффы, умеренные по длительности и сложности соло-партии, но полное отсутствие стадионной эпатажности, характерной для современных глэмеров a la Wig Wam. И ведь замечательно в итоге выходит: органично и вполне аутентично нашей с вами, как говаривал некто Б.Г., “пересечённой сами знаете чем местности”.

Все точки над “й” расставляет композиция “Рок” – пожалуй, самая быстрая, тяжёлая, агрессивная и прямолинейная на всей пластинке, сходу напомнившая мне ранних Чёрный Кофе и Motley Crue. А вот следующая за ней вещь с неоднозначным названием “Стоящий” навевает нечто от южного рока, классического ритм-н-блюза и характерной стадионной hair- эстетики 80-х. И да: гитара в этом номере это почти Эдди Ван Хален. Сходство не так уж и велико, но оно определённо есть, и это ли не прекрасно.

И снова почти хэви-метал в духе Ugly Kid Joe в треке “Шито-крыто” с характерным то шепчущим, то кричащим вокалом и узнаваемыми вокальными мелодиями, и…..вы наверное уже ждёте-не дождётесь, когда же я скажу, “ну и, естественно, какой отпадный классический хард-рок-альбом может обойтись без проникновенной гитарной баллады, которую было бы так приятно и хорошо исполнять где-нибудь в подъезде, на лавочке у подъезда или у костра”.

Да, такая баллада на альбоме “Десять”, конечно, присутствует, и называется она “Когда ты проснёшься”. Полагаю, женская половина тех, кто следит за творчеством СТИЗа, будет в восторге. Композиция действительно пронзительна и хороша. Лично мне непонятно только одно: почему Андрей поставил её предпоследним номером и заставил своих поклонниц так долго ждать. И ещё. Есть такая замечательная пословица: было бы лучше, хуже бы не было. Так вот. Если бы таких баллад на пластинке было несколько, хуже бы точно не было. Но это так, только моё мнение.

А завершает диск прямо-таки бронебойная вещица “Напополам”. И даже это логично. Мы вспомнили почти всех рок-глэм-героев по ходу прослушивания рецензируемого CD, а за бортом остался только Себастьян Бах и его агрессивный тяжёлый Skid Row. Но “Напополам” восстанавливает историческую справедливость и отдаёт должное славной команде Баха и ему самому. Что же, вполне достойное завершение для современной ностальгической, но не сильно обременённой чувством ностальгии команды. “Десять. Часть 1” вышла многообещающей, и, думаю, никого разочаровать не должна. Какой будет “Десять. Часть 2” покажет время. Ну а пока….

На фоне всё возрастающего в последнее время интереса к олдовым хардовым делам, я уверен, что СТИЗ будет великолепно востребован наравне с Группой Хороших, Early Grey, Республикой Марс, Royal Corvus и многими другими новыми мессиями от старого-доброго hard-n-heavy. Увы, я не могу назвать эту пластинку “лучшим андеграундным альбомом 2015 года”, но что-то эдакое – заводное и искрящееся - в ней, несомненно, присутствует, и многим она, вне всяких сомнений, придётся очень и очень по вкусу. На мой взгляд, это крепкая “четвёрка”, что, впрочем, ничуть не отменяет того факта, что для кого-то этот диск станет манной небесной или как вы там называете те песни, что висят у вас в плейлисте и никуда не деваются годами?

Алексей "Astarte Eel" Иринеев