ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Тем Паче "Матерь Нева"

Тем Паче, Матерь Нева

16-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ТЕМ ПАЧЕ – 2016
Atmospheric rock
"МАТЕРЬ НЕВА"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Мне всегда нравилось то, что делала Янка Дягилева. В её, казалось бы, простых и безыскусных, даже примитивных с точки зрения академического подхода к музыке песнях было столько чувств, эмоций и смысла, что до неё было как пешком до Луны многим западным адептам панка, гранжа, гот-рока и многих других смежных направлений, как и её ближайшему соратнику Егору Летову. Много лет прошло с тех пор, как Янки больше не стало, и я, то и дело переслушивая её альбомы, думал, что вот-вот появится группа или певица, которая возьмёт на вооружение её идеи и станет их развивать, однако этого не происходило.

Каково же было моё удивление и трепет, когда кликнув на “play” напротив открывающего дебютный альбом трека молодой питерской команды с непривычным литературным названием Тем Паче, я услышал то, что искал столь долгие годы. Чудесный женский вокал, в котором слышится столько красок и оттенков, что в них можно тонуть, как в бездонном ноябрьском небе, а интереснейшие русскоязычные тексты с эпизодическим вкраплением иноязычных строчек и великолепные меланхолично-пронзительные мелодии только дополняют потрясающее впечатление от песен.

У каждой композиции на этом альбоме есть своё лицо. Ни одну из них не спутать с другой, но при этом диск удивительно монохромен, и тем общим объединяющим фоном, который обеспечивает такую самоидентичность, как раз и является голос вокалистки и те миры, которые живут в этих удивительных стихах, ставших песнями. Кстати, автором всего этого великолепия является лидер группы Евгений Григорьев. Признаться, услышав первый трек и превосходно дополняющий его второй, я даже как-то забыл об этом факте и целиком сосредоточился на голосе вокалистки Ксении Беляковой и тех лирических ландшафтах, которые открывал передо мной её голос.

Но уже в третьей композиции появляется ведущий, немного нестройный вокал Евгения, что меня поначалу даже немного огорчило – непросто было так сразу переключиться с безраздельно царствующего в двух первых песнях пения Ксении на мужские обертоны. Треки стали отдалённо напоминать дуэт Янки с Егором наподобие их хита “Деклассированным элементам”. Но дойдя до пятой вещи “Царь или Бог” я кардинально изменил своё мнение. Мужской голос неожиданно заиграл новыми красками и стал звучать ничуть не слабее и не хуже, чем женский, а вторящая ему вокалистка как нельзя более кстати стала появляться в припевах.

В таком же духе следует и шестой трек “Война”, а в седьмом “Будем Дальше Жить” место у микрофонной стойки вновь занимает вокалистка. Её возвращение звучит в духе проникновенной и ещё более атмосферной и прочувствованной, чем раньше, среднетемповой баллады. “Утром чай, в обед вино, сигарета на двоих, друг стучит в твоё окно, открывай, чего затих. Значит, будем дальше жить, значит, есть у нас, за что, с горем вместе будем пить, утром встанем, всё прошло. Хлеб и соль - наша еда, с песней вместе на войну, не заплачем никогда и не будем жить в плену. ” – вот такая вот трогательная, вечная, как мир, идиллия, которой просто невозможно не проникнуться.

И, кстати, немного не в тему. По мере прослушивания этого трека, я неожиданно для самого себя поймал себя на мысли, что композиция звучит очень похоже на так впечатливший меня концертник Мары “Почувствуй Разницу”, где она перепела свои хиты в совершенно новом исполнении и с необычной подачей, показав своим поклонникам уже не диковатую эпатажную школьницу, а зрелую и харизматичную, невероятно привлекательную женщину. Конечно, сходство здесь не так уж и велико, но в том, что касается глубоко притягательного женского очарования, всё совпадает весьма и весьма.

И снова плотные, как будто панковские риффы и двуголосье мужского и женского вокала в треке “Беги”, и я подумал, что есть что-то в этих песнях такое, что делает их почти архетипами – что-то такое, что живёт в самой сути человеческого существа и что-то, что будет уместно в любой ситуации, в любой компании и в любое время. Как Шмели, как Theatre Of Tragedy, Beatles и Бах. А завершает диск ещё одна риффовая, но довольно мелодичная вещь с коротким названием “Время”, которая стала для меня ещё одной находкой на этом диске и ещё одним безусловным хитом, хотя, справедливости ради, отмечу, что все без исключения треки с этого релиза я тут же сохранил себе, что делаю максимум раза три в год, предпочитая слушать музыку на CD.

Необыкновенно проникновенный и вкрадчивый женский голос вкупе с нереально красивым текстом делают эту песню поистине жемчужиной и вершиной всего альбома. Быстрый, качающий риффинг, и слова, который звучат как сама Истина, исполняемые кристально чистым, как будто русалочьим голосом вокалистки моментально западают в душу, и это действительно музыка для души. Эти песни нужно слушать сердцем, стараться прочувствовать их и оказаться на одной волне с теми, кто их создал и спел. На данный момент Тем Паче в чисто музыкальном плане ещё не является чем-то безусловно выдающимся, но их песни это действительно маленькие шедевры.

“Мои птицы улетят, когда уйдёт тепло
И унесут с собой мою печаль,
Она чиста как стекло
И холодна, как февраль.
Я стану светла как утренний луч
И не буду жалеть ни о чём.
Я пройду через тени осенних туч
И стану вечным огнём”.

(с) “Время”

На данный момент эта группа с поэтичным названием Тем Паче совсем не похожа на melodic metal (такой тег встречался мне в сети в постах с их новым релизом), но это отнюдь не является её недостатком. Коллектив уже сейчас звучит вполне самобытно и автономно, и даже слабоватое звучание гитар и не слишком впечатляющий общий саунд в целом воспринимаются как особая фишка, которая ещё более подчёркивает интереснейшие текстовые и концептуальные идеи музыкантов. Очень часто в наше время за идеальным звучанием и безупречными инструментальными пассажами тех или иных групп нет души, песни как таковой. Но это совершенно точно не про Тем Паче.

Я бы поставил эту группу в один ряд с той же Янкой Дягилевой, Siouxsie And The Banshes, P.J. Harvey, Patty Smith, Настей Полевой, Радой и Терновник, Ольгой Арефьевой, Белой Гвардией и другими самыми разными исполнителями и музыкальными коллективами из самых разных эпох и жанров. И, естественно, это намного более почётно, чем быть даже самой востребованной группой с тегом “melodic metal”, ибо подобных в своей одинаковости групп пруд пруди. Ну а если даже воспринимать Тем Паче с точки зрения этого направления, они звучат вполне в духе ранних Dark Moor, Forgotten Tales, Nivaira, Magica, и даже лучше. Самобытнее, узнаваемее, поэтичнее и глубже. И, кстати, этот релиз уже сейчас доступен на CD.