ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на видеоклип группы Тем Паче "Опричники"

Тем Паче Опричники

16-02-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ТЕМ ПАЧЕ – 2018
Alternative rock
“ОПРИЧНИКИ” (Clip)
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Если вы ещё не в курсе того, что такое Тем Паче, то сейчас самое время исправлять это упущение, благо, повод для этого есть отличный: совсем недавно у коллектива вышел второй полноформатник и отличный клип на песню “Осенняя”, а сейчас перед нами ещё одно видео-творение этих талантливых питерцев, название коих отсылает нас к бессмертным творениям не менее бессмертного гуманиста Достоевского Ф.М.

“Опричиники”, вне всяких сомнений, является одним из интереснейших треков на альбоме “Вечность Новых Побед”, поэтому снабдить его видеорядом и таким образом сделать более доступным и презентабельным, несомненно, стоило, чем группа и занялась в сотрудничестве с Аз Берко, на плечи которого была возложена ответственность за съёмку и монтаж, в то время, как сюжетная линия и в целом идея ролика всецело принадлежат самим Тем Паче.

Съёмки клипа, помимо всего прочего, проходили в деревнях, которые расположены на знаменитом "Пальце Императора" Николаевской ЖД, ныне Октябрьской ЖД. Мало того, что эти места сами по себе весьма колоритны и аутентичны (даже чисто визуально оценить это можно совершенно без труда), так ещё и детство главного идеолога Тем Паче Евгентия Григорьева прошло именно в здешних ландшафтах, что, само собой, добавило ролику особой историчности.

Чего-чего, а недостатка идей у Тем Паче явно не наблюдается! В своей прошлой рецензии я уже излил немало вербального мёда по поводу их видео “Осенняя”, которое мне на самом деле уж очень понравилось своим нестандартным подходом и общей живостью, жизненностью (было ощущение, что смотришь прямую трансляцию нашей с вами повседневной жизни, но не как в новостях, а как будто чуть под другим углом зрения) и той самой идейностью.

Ну а что же “Опричники”? Начнём с того, что аудиально эта вещь напоминает дуэт Егора Летова и Янки, которым подпевает Юрий “Хой” Клинских, а подыгрывают Metallica. Раздольная фолковая напевность, красивый припев и поэтичный текст на простую и жизненную тему поданы так, что понимаешь: сервис и вообще способ представления собственного творчества могут быть настоящим искусством! Ну а видеоряд уже успел вызвать в свой адрес ряд нареканий.

Дело в том, что ребята не стали пытаться иллюстрировать в клипе текст композиции, а представили совершенно другую, как бы параллельную историю, которая, с одной стороны, ценна и интересна сама по себе, а с другой -  не особо вяжется с имиджем аристократичных питерских фолк-рок-бардов. Впрочем, откуда нам знать, какими должны быть эти самые фолк-рок-барды и какой должен быть у них имидж, да ещё сейчас, когда в самом разгаре технотронные XXI век!

Не буду пересказывать сюжет песни и тем более сюжетную канву видео – всё это вы без труда услышите и увидите сами – скажу только, что персонажи (большинство из которых - это сами участники коллектива, а роль колдуна-мага, кстати, исполняет ни кто иной, как Константин Вдоветский из эмбиентного проекта Дом Вдовы!) по-прежнему колоритны и убедительны, действия динамичны, а жесты красноречивы (порой герои своими движениями напоминают лучшие образцы немого кино начала прошлого века, когда актёры были ещё знакомы с таким понятием, как мимика).

Я уже почти слышу, как кто-то ворчит из своего чулана про то, что “Осенняя” была интереснее и насыщеннее. Что тут сказать. Разные жанры – разные подходы. Тем Паче не хотят повторяться, и в этом их сила! Рок-мелодрама, рок-романтика “Осенней” не могла, да и не должна была бы быть похожей на более суровую, криминальную и обыденную в плане видеоряда “Опричники”, но данный факт не делает новейшее видео команды хуже их первой работы.

Вы ждали “Осеннюю-2”? Обломитесь, пожалуйста (прошу прощения, кое-где в российских глубинках так до сих пор говорят, и в таком речевом обороте особо не слышится ничего оскорбительного), и жрите, что дают (а это уже цитата из вступительного слова к первому номеру культового российского рок-журнала Тттррах!, вышедшего в 1991 году). Тем Паче делают то, что хотят: поют, как хотят, снимают то, что хотят и как хотят, и за это им огромный респект.

Из явных плюсов отмечу актёрское мастерство задействованных персонажей, обилие деталей (клип вполне тянет на мини-фильм), непредсказуемость нарратива и неоднотонность локаций, а из минусов – несколько фильмовое качество (подход) съёмок (порой возникает ощущение, что смотришь трейлер 117-й части фильма “Брат“ или анонс передачи “Человек и закон”) и отсутствие однозначных акцентов (если в “Осенней” всё было явно сфокусировано на фронтмене Евгентии, то тут уже несколько сложнее и не так однозначно – полифоничность, свойственная произведениям Достоевского даёт о себе знать!).

Приятная и однозначно достойная работа. А про акценты я, конечно же, загнул: всё в клипе вполне ясно и очевидно, на первом плане по-прежнему Евгентий (хотя на этот раз не один, а в тандеме с вокалисткой), остальные играют роли эпизодические и подчинённые, либо сопутствующие, и в этом плане “Опричники” на самом деле являются вполне логичным, закономерным и стилистически выдержанным продолжением первого ролика команды, но – чувства и эмоции вызывают иные. Однако кто сказал, что это плохо? Сам Фёдор Михайлович повторяться ой как не любил, а “Бедные люди” на “Братьев Карамазовых” похожи уж очень слегка, если вообще похожи.