ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Tenebra "In The Beginning"

Tenebra In The Beginning

11-04-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

TENEBRA - 2017
Melodic black metal / symphonic black metal
"IN THE BEGINNING"
SELFRELEASED
Россия, Екатеринбург

Что было вначале? Екатеринбургский проект Tenebra утверждает, что вначале был мрак! Проект под предводительством Патера ориентируется на те музыкальные тропинки, которые начали протаптывать Acheron, а затем поляки из Batushka. Это оккультная тяжёлая музыка, напрямую граничащая с мистикой и ритуалами, а скорее с литургикой (!). Коллектив использует в своих композициях богослужебную латынь и греческий, вставляет туда церковные песнопения и молитвы, которые словно обрамляют собственную музыкальную и концептуальную мысль состава.

Абстрагируясь от всей этой духовной метафизики, стоит сказать, что сам по себе музыкальный материал коллектива звучит просто потрясающе. Выверенные гитарные партии, плотные риффы и величественная атмосфера делают музыку сильной и интересной Конечно, это не тру-блэк, так как трушники всегда стремились к максимально сырому и злому звучанию, но и к привычному мелодик-блэку относить эту капеллу не стоит. Композиции проекта намного более мрачны и бескомпромиссны, чем традиционный мелодик или симфо-блэк, и обладают куда большим потенциалом.

На альбоме всего две композиции — “In Nomine” (“Во Имя”) и “Kyrie Eleison” (“Господи, помилуй”) длительностью семь и шесть с лишним минут соответственно. Начинается первый трек со звука колокола, на фоне которого звучат слова молитвы, затем появляются тяжёлые гитары и прекрасно читаемая мелодия, к которой добавляются величественные хоры. Развитие музыкальной темы следует в медленном темпе, и ассоциаций с блэком практически не возникает вплоть до отметки в 2:18, ведь лишь в этом фрагменте в ход идёт отчаянный скрим, извергающий неистовые русскоязычные прокламации.

Вполне трушному вокальному холокосту где-то в духе Emperor вторит оперный женский голос, а затем мы снова слышим медленные симфо-партии, сильно отдающие неоклассикой. За ними следует скриминг, как и ранее то и дело оттеняемый женскими бэками. А в целом композиция строится по кольцевой и, приближаясь к своему завершению, как и вначале расцветает эмбиентными синтезаторами, которые служат фоном для вдохновенно читаемых на латыни слов молитв. Ну а тексты повествуют о разных теневых сторонах повседневной жизни христиан, о которых официальные церковные иерархи предпочитают умалчивать.

А вот второй трек “Kyrie Eleison” стартует с гитарного визга и скрежета, за которым вновь следуют энигматические рассказы про “mea culpa” и такие же григорианские хоры. Инструментальная работа в этой вещи ещё более впечатляющая, изобретательная и техничная, а скрим более умеренный и чёткий, однако его по-прежнему контрастно дополняют женские оперные вокализы. Кстати, интереснее всего звучат как раз те моменты, когда блэковый ураган разбавляют литургические моменты. Всё в совокупности напоминает особый чёрный вариант группы Haggard.

На сегодняшний момент Tenebra сильно отличается от привычного блэка - как от группы Batushka, параллели с которой, несомненно, присутствуют, так и от симфонических Dimmu Borgir. Лидер коллектива Патер нашёл свой собственный стиль и уверенно развивает его. Музыку коллектива не стоит расценивать всего лишь как богохульство и попытку поглумиться над христианскими святынями, так как таковой аспект всего лишь одна из составляющих творчества этой группы, которое выглядит очень впечатляюще и интересно, приближаясь к таким коллективам как Therion, Holenthon и Penumbra.

Можно как угодно относиться к христианству как таковому, но нельзя отрицать красоты христианской литургики, так как произведения для неё создавались известными и весьма талантливыми композиторами, а Tenebra, прикоснувшись к этому наследию, стали сильнее и многограннее. Если, увидев тег “блэк” в описании к этому релизу, вы ждёте услышать что-то наподобие Darkthrone или Immortal, то можете смело проходить мимо.

Здесь вы не найдёте расстроенных гитар и нестройных воплей во славу тьмы, только профессиональный liturgical black metal, развивающий идеи поляков из Batushka дальше и глубже. Можно с полной уверенностью утверждать, что сейчас мы имеем дело с отдельным поджанром в блэке, который переживает ныне эпоху своего становления и требует к себе совершенно особого отношения.