ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом The Aquarius "Страшные Сказки"

The Aquarius, Страшные Сказки

13-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
THE AQUARIUS
Релиз
“СТРАШНЫЕ СКАЗКИ”
Год
2017
Стиль
Power metal / symphonic power metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эта московская фэнтезийная пауэр-капелла громко выпустила дебютный альбом в далёком 2010 году, после чего их многие стали сравнивать с Эпидемией (а после успешного гига с Rhapsody Of Fire ещё и с ними) однако с тех пор утекло много воды, пива и других жидких субстанций, и сейчас в адрес обновлённого The Aquarius, который ныне представляет свой актуальный альбом, слышались самые разные оценочные суждения и эпитеты вплоть до классификации в качестве готик-металла. Сейчас концерты команды проходят без Егора Коновалова, но не стоит забывать о том, что благодаря работе оригинального вокалиста The Aquarius этот диск оказался таким, каким и представлен сейчас на наш суд.

Отличный арт с игральными картами, на которых изображены все музыканты группы с самых первых секунд визуального знакомства с альбомом оставляет очень приятное впечатление, а названия треков дают понять, что тематика песен не претерпела существенных изменений. Первая вещь с толкиеновским названием “Туда и обратно” не предвещает ничего особо необычного и представляет собой бодрый пауэр немного в духе Catharsis времён “Имаго” с хорошим, харизматичным мужским вокалом, а вот следом за ней идёт немного атональный и алогичный трек “У Дракона На Спине”, напомнивший мне неоклассику Caprice и даже кардиовейв Fleur. Чудесный женский вокал, прогрессивные клавишные, тяжёлые риффы, сложные вокальные мелодии, игривые “ля-ля-ля”, как будто позаимствованные у каких-нибудь авангардщиков наподобие Atrox, и общая атмосфера кинематического театра  — уже эта вещь просто шикарна.

Дальше всё движется по нарастающей, и диск как будто несётся с горы, сорвавшись с тормозов. Драматическая “Записки Маньяка” выходит на совершенно иной уровень, не желая придерживаться какого-то единого направления и ограничивать себя какой-либо жанровой угловатостью. Да, это определённо метал-опера или что-то очень близкое к ней, здесь без труда можно услышать отголоски поздних Blind Guardian, Edguy и Helloween, а вот аллюзий к Эпидемии уже минимальное количество. И звучание, и сведение несколько пугают. Возможно это цена самоиздата или отсутствие среди саундпродюсеров Тимо Толки (из Stratovarius). Однако группу очень выгодно отличает затейливый и необычный для пауэра ритм, который в том же треке “Записки Маньяка” напомнил мне поздний Savatage и в частности их композицию “Comissar” (обратите внимание на вокальный пассаж в припеве).

The Aquarius – это тот случай, когда прогрессивные элементы служат главной цели и ничуть не пытаются утянуть команду на сторону прогрессивного металла. Тематика песен и общий настрой композиций “Страшных Сказок” действительно делают лёгкий реверанс в сторону готик-металла, однако это касается исключительно эмоциональной окраски и немного атмосферы. По стилю же перед нами прогрессивно-симфонический пауэр, в котором, начиная с четвёртого трека “На Северо-Юг” усиливаются влияния Therion, поздних Nightwish и отчасти Revamp (даже обложка “Wild Card” напоминает арт “Страшных Сказок”). Мощные хоровые женские распевки стремительно следуют за клавишно-гитарным роем, образуя с ними причудливый ансамбль, а в следующей композиции “Валашские Тайны” место у руля вновь занимает импозантный мужской вокал в духе Catharsis, но в отличие от первой песни с диска музыка здесь куда сложнее и изысканнее.

Если сравнить новейший диск и предыдущую пластинку группы “Мелодия Планеты”, станет очевидно, что The Aquarius переросли сами себя и свои идеалы. Как говорил А.С. Пушкин, “я разлюбил свои желанья, я пережил свои мечты”. Вот так и москвичи преодолели в себе пауэр и взмыли в небеса тяжёлой готической неоклассики. Кто-то будет грустить и упрекать их в измене идеалам, а кто-то возрадуется и станет праздновать начало новой эпохи в жизни группы. Если предыдущий диск при всём своём разнообразии и смелости был всё-таки типичным пауэром с симфонической приправой и арфой, то сейчас состав полностью отряхнул со своих подошв прах необходимости считаться со вкусом поклонников Helloween, что привело к созданию мрачного воображариума на грани гротескного и нереального, где цветут и распускаются парадоксальные нездешние цветы, а рядом бродят бледные мрачные тени бесплотных обитателей старого замка.

На альбоме “Мелодия Планеты” хватало экспериментов и интереснейших музыкальных ходов (взять те же духовые), но все они были в жесточайшей детерминации от типичных пауэр-риффов и такой же типичной ритмики, и данный факт можно назвать и достоинством, и недостатком третьего альбома команды: кому-то для слуха просто необходимы подобные общие черты и музыкальные клише, и ему сейчас будет их очень не хватать, а для кого-то такие “параллельные коридоры” будут поводом презрительно скривиться и на выдохе печально констатировать: уже было. То же самое касается различия вокальных партий и хоровых вставок на “Мелодии Планеты” и “Страшных Сказках”: в первом случае голоса более традиционны и типичны, более легко ложатся на слух, но человека, привыкшего к подобному звучанию, могут вовсе не зацепить или оттолкнуть, в то время как театральная драматичность нового диска просто пленяет.

Очерёдность, с которой место у микрофона занимают разные вокалисты (и вокалистки), а также жанровый разброс отчасти напоминают терионовский “Crowning Of Atlantis”, только чего-то не хватает для адекватности такого сравнения. Чего же? Правильно, балладной “Clavicula Nox”. И на роль такой мистично-нежной меланхолии отлично подходит следующая композиция “Четыре Стихии”. Мощный пиратский эпик “На Тортугу” с ведущим мужским хриплым голосом порадует почитателей многосерийного блокбастера с Джонни Деппом в главной роли, а по сравнению с остальными пьесами на CD он выглядит чуть более прямолинейно и жёстко, хотя и ни разу не уходит со вполне определённой и интуитивно ощущаемой орбиты пластинки. В завершении релиза мы услышим шикарную балладу  “Tír na nÓg”, исполненную всё тем же женским вокалом, что и в “Четыре Стихии”, а в текстах обращающаяся к легенде о городе юных из кельтской мифологии.

На сладкое мы услышим своеобразный привет от Егора (или прощание?) в виде демо-версии “На Северо-Юг”, которая от основной версии отличается тем, что исполнена не женским хором в духе Stream Of Passion и Ayreon с их “Valley Of The Queens”, а “катарсисовским” мужским вокалом. Подвести итог будет не сложно: перед нами изумительный альбом, заключающий в себе целый ураган эмоций, чувств, настроений и стилистических заимствований на основе уверенного современного прогрессив-пауэра. Выпуклая и уверенная, но в то же время достаточно умеренно и сдержанно выраженная кинематичность лично меня очень порадовала, более того, я думаю, “Страшные Сказки” – это один и тех альбомов, которыми российская метал-сцена может гордиться с полным на то основанием. На пластинке есть разнообразие, есть динамика, есть сила, мощь и профессионализм. Не так уж оригинальна идея и арт? Но почему бы и не попробовать вдохнуть свою жизнь в опробированную монстрами из Xandria и Amberian Dawn форму!